Как премия «Электронная буква» сокращает путь к сердцу издателя
В «Эксмо» вышел сборник рассказов Евгении Кретовой «Дом с панорамными окнами». До жути правдоподобные мистические истории о подростках со сверхъестественными способностями попали в объектив издательства благодаря премии ЛитРес «Электронная буква». По итогам сезона 2018 Евгения Кретова стала лучшей в номинации «Малая проза». Рассказываем, как работает самая крупная премия в области электронных книг и кто может стать победителем в 2019 году.
«Электронная буква» — крупнейшая российская премия в области электронных и аудиокниг, которая проводится при поддержке компании «ЛитРес» на платформах «ЛитРес: Самиздат» и «ЛитРес: Чтец». В первом сезоне на соискание премии было выдвинуто 5589 произведений. На начальном этапе к работе подключались опытные ридеры, а по итогам их работы жюри и экспертный совет выбрали 5 победителей в номинациях «Крупная проза», «Малая проза» и «Выбор читателей Livelib».
В 2018 году в состав жюри вошли писатели Дмитрий Быков и Денис Драгунский, литературные обозреватели Наталья Кочеткова и Наталья Ломыкина, актер Сергей Чонишвили и главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский. Приз не менее впечатляющий — продвижение и рекламная кампания книг всех лауреатов, а в случае Евгении Кретовой еще и выход сборника в одном из крупнейших издательств России.
На «Электронную букву» может номинироваться любой автор вне зависимости от возраста аудитории, жанра и темы произведения. Единственное условие: чтобы произведение было опубликовано на издательской площадке «Литрес: Самиздат» или «Литрес: Чтец», если речь идет об аудиокниге. И, конечно, чтобы заявка была подана в сроки проведения конкурса: сезон 2019 года начался 15 февраля и продлится до 31 мая. Это не накладывает никаких обязательств на автора текста. «Литрес: Самиздат», как и другие аналогичные сервисы, при публикации не запрещает писателю дублировать текст на других площадках.
Недостаток продвижения — то, на что часто жалуются начинающие авторы, идет ли речь о традиционных издательствах или интернет-площадках. Участие в «Электронной букве» помогает решить эту проблему.
Предлагаемая награда в виде продвижения — это ведь важнее любого денежного приза. Денежный приз будет израсходован, и тебе снова придется делать первый шаг. Продвижение «Электронной буквы» дает шанс приумножить накопленное. Кстати, продвижение было на всех этапах конкурса — в сети рассказывалось об участниках лонга и шорта. Поэтому по факту выиграли от участия многие, а не только победители.
Сама писательница к моменту участия в премии активно публиковалась в сети. На разных ресурсах доступны «Вершители», ставшие лучшим подростковым фэнтези по мнению жюри литературной премии «Рукопись года», молодежный триллер «Альтераты: миссия для усопших» и детектив «Неслужебный роман». «Альтераты» и вовсе вошли в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» и стали победителем читательского голосования. Но повезти может и дебютанту, а участие в конкурсе работает лучше, чем отправленная в издательство рукопись, только еще и с возможностью сорвать джек-пот, даже если это литературный дебют.
«Электронная буква», пожалуй, самая непредсказуемая премия. В числе победителей и финалистов совершенно не похожие друг на друга авторы, работающие в разных жанрах, каждый со своим голосом и своей аудиторией. От исторического детектива Олега Мушинского и мрачных и искренних рассказов Евгении Кретовой до откровенной хулиганской прозы Алексея Ильина. Объединяет их серьезный подход к делу, внимательная работа с уже готовым текстом и желание найти свой стиль.
«Я думаю, профессиональный уровень участников премии будет расти год от года, и новичкам будет все сложнее. Поэтому так важно сохранить самобытность. И важно писать о том, что тебе действительно интересно. Читателю не нужен второй Стивен Кинг, Рэй Брэдбери, вторая Дина Рубина или Людмила Петрушевская. И в бумаге, и в сетевом издании читатель хочет новизны и многообразия», — считает Евгения Кретова.