Нездоровые отношения литературных персонажей
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей», — говорит пословица. Но не стоит забывать о том, что и приятелей тоже надо уметь выбирать. Иначе можно стать участником отношений, которые принесут больше горя, чем радости. Случалось такое и с героями наших любимых книг: то, что они считают дружбой, порой оказывается общением с деструктивной личностью, опасным для их психологического (а порой и физического) здоровья.
Отношения этих двух героинь — яркий пример того, что сегодня принято называть «токсичной дружбой». Добрая, но наивная Эмилия познакомилась с очаровательной и расчетливой Ребеккой во время обучения в частном пансионе. И, можно сказать, пригрела змею на груди.
Привлекательная внешность, острый ум и умение манипулировать людьми стали для Бекки теми орудиями, которыми она собиралась проложить себе дорогу в высший свет. Поэтому и друзья были ей нужны только для того, чтобы воспользоваться ими на пути к цели. Приехать в гости к «подруге» и тут же попытаться завладеть ее богатством, соблазнив брата простушки, выставить Эмили посмешищем на балу ради собственной выгоды и даже довести до разорения ее семью — во всем этом Бекки не видит ничего предосудительного. За все время она совершает лишь один добрый поступок по отношению к Эмили, но так и не ясно, что движет этой озлобленной девушкой: желание помочь или еще раз побольнее уколоть того, кому в жизни повезло чуть больше, чем ей самой.
Далека от идеала и дружба Скарлетт и Мелани. Девушки оказались такими разными, что их отношения почти сразу стали деструктивными. Кроткая и хрупкая Мелани защищала свою вспыльчивую и упрямую подругу от нападок окружающих, а она в это время зло высмеивала ее недостатки. Мелли поддерживала Скарлетт морально и заботилась о ее детях, а та — не жалела сил на то, чтобы завести интрижку с мужем этого «хрупкого существа». Только когда Мелани умерла, Скарлетт наконец осознала, как нуждается в ней.
И все же стоит отметить, что в поведении Скарлетт, судя по всему, не было злого умысла — она просто не могла справиться со своим взрывным темпераментом. Так что в экстремальных ситуациях терпение и всепрощение Мелани бывали щедро вознаграждены: победившая свой эгоизм подруга не только не дала ей умереть во время первых родов, но и взяла на себя управление целым поместьем во время войны с янки, что в итоге спасло их семьи от голодной смерти.
Человек, с которым Мастер познакомился во время его травли из-за романа о Пилате, поначалу очень ему понравился. Но под личиной доброго друга скрывался настоящий предатель. Многое в поведении Алоизия могло насторожить писателя, но он был так раздавлен своим положением, что не внял ни голосу разума, ни предупреждениям своей «жены» Маргариты.
По каким же признакам можно было распознать истинные намерения подлеца и манипулятора? Во-первых, отношения с самого начала были односторонними: часто наведываясь в гости к Мастеру, к себе Алоизий никогда не звал, хотя был холост и жил примерно в такой же квартирке по соседству. Во-вторых, больше всего «журналист» говорил именно на ту тему, которая особенно интересовала его собеседника: рассуждая о литературе, Алоизий либо демонстрировал свои знания, либо восхищался талантом Мастера. Более того, само знакомство состоялось «как-то очень быстро» и незаметно. А новому «другу» с первых дней доставляло особое удовольствие «поучать» талантливого писателя по любому поводу: он был готов расшифровать смысл любой газетной заметки или жизненной ситуации и охотно разъяснял Мастеру, почему его роман не может быть напечатан.
Будучи чуткой и проницательной женщиной, Маргарита сразу же поняла, что вся эта показная доброжелательность — лишь маска. Но обаяние предателя оказалось убедительнее ее доводов, и фальшивая дружба закончилась обыском в доме влюбленных и арестом Мастера.
Товарищ Петра Гринева по службе в Белогорской крепости и не пытался скрывать свою подлинную натуру. В первый же день знакомства Алексей Швабрин признался, что им движет вовсе не симпатия к сослуживцу, а «желание увидеть наконец человеческое лицо». Гринев не сразу заметил, что его новый приятель говорит обо всех присутствующих исключительно неприятные вещи, тем самым формируя у Петра ложное мнение о них.
Гринев был достаточно терпелив. Когда Швабрин открыто высмеивал его чувство к дочери коменданта Маше, тот сначала сделал товарищу замечание. Это, конечно же, не остановило Алексея Ивановича, и он продолжил насмехаться над собеседником и оскорблять его. Чем закончилась эта «дружба от нечего делать», всем известно со школьной скамьи: Швабрин ранил Гринева на дуэли и потом неоднократно предавал и его самого, и всех обитателей крепости.
Отношения гениального детектива и сдержанного доктора часто приводят в качестве примера настоящей дружбы, а между тем, все далеко не так прекрасно, как кажется на первый взгляд. Шерлок Холмс — человек, мягко говоря, своеобразный, и его личностные особенности способны вывести из себя кого угодно. Даже Ватсона, хотя он (на минуточку) военный врач и повидал в жизни многое.
С Холмсом совершенно невозможно нормально общаться: любой диалог он моментально превращает в лекцию, либо вовсе избегает разговора, ссылаясь на апатию по случаю отсутствия достаточно сложных дел. Его так же мало заботит порядок в собственном доме, как и чувства других людей. Холмс проводит химические опыты прямо у себя в комнате и временами курит так долго, что можно подумать, будто начался пожар. Когда его одолевает скука, он стреляет в стену, пытаясь выбить на ней вензель королевы, или принимает наркотики. Чем это грозит его соседу и приятелю — сыщику совершенно все равно. Он то и дело побуждает Джона участвовать в своих приключениях — даже с риском для жизни. И вдобавок ко всему прочему, Шерлок болезненно самолюбив — не стоит и думать о том, чтобы сравнивать его интеллектуальные, музыкальные или иные способности с чужими успехами. Почему Ватсон терпит такого «друга» и как ему удается находить с ним общий язык, не понятно. Вероятнее всего, так бывший военный восполняет недостаток адреналина в мирной жизни.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.