Автор «Дневника стюардессы» о страхе полетов и литературе
Много лет жизнь Елены Зотовой была связана с небом. Будучи бортпроводником «Аэрофлота», она облетела весь мир, побывала в самых отдаленных уголках планеты, а теперь рассказывает в своих книгах об этой непростой работе. Сценарист и автор популярного блога Александр Молчанов поговорил с писательницей о том, бывает ли страшно летать профессионалам и почему «Дневник стюардессы» и «Дневник стюардессы 2» пользуются такой популярностью у читателей.
Скажите, как правильно называется ваша профессия? Стюардесса или бортпроводник?
Бортпроводник. А стюардесса — это народное. Но книга как-то лучше смотрелась с простым названием, поэтому и получился «Дневник стюардессы». Понимаете, читатель сразу знает, о чем речь пойдет.
Как получилось, что вы решили стать бортпроводником?
Это была мечта. Я сознательно туда шла. Я закончила учебу и пошла летать. Я же посольская дочка — другие страны, города, детство прошло в самолетах. И мне это очень нравилось, так нравилось, что захотелось летать самой. А мы еще и летали «Аэрофлотом» в основном, там бортпроводники такие все красивые всегда были в своей форме.
А что дальше? То есть принимает человек решение «хочу стать бортпроводницей», а потом? Какой алгоритм? Нужно посылать куда-то резюме или, может быть, идти в какой-то институт бортпроводниц, проходить какие-то курсы?
Я давно училась — теперь все поменялось. Сейчас да, действительно отправляют резюме в авиакомпанию, а после уже проходят собеседование, если понравилась руководству кандидатура. Раньше было не так, интернета-то не было, вот и ехали сами в Шереметьево в отдел кадров.
Каким было ваше первое впечатление от работы? Было что-то, что вас удивило, оказалось не таким, как вы ожидали увидеть?
У меня не было ничего такого, что бы меня повергло в шок, замешательство. Ты же, прежде чем летать начинаешь по-настоящему, довольно долго учишься, и за этот период складывается очень ясное представление, что за работа тебя ждет.
Летать страшно?
Вы поймите, по большому-то счету человечество летает не так давно. У нас еще нет в генетической памяти ощущения отрыва от земли, и психика каждого нормального человека сопротивляется полету. Правда, если ты летаешь постоянно, как бортпроводник, то твое сознание как будто говорит тебе: «Ок, ладно». Когда я летала почти ежедневно, то не ощущала ни взлетов, ни посадок: ты решаешь текущие задачи и в себя приходишь только на земле. Но когда я летаю редко, тогда уже страшно. Все зависит от частоты полетов.
Что самым запоминающимся было, когда вы начали летать на длинных рейсах?
Индия.
Что бы вы рассказали человеку, который туда собирается, но все не решается поехать? Чего нужно опасаться?
Я бы дала свою книжку — сто листов вещей и явлений, которых следует опасаться. Не есть рыбу, потому что рыба там плохая, вечером из отеля не выходить, по ночам не гулять, воду не пить, на улице не есть ничего...
Теперь давайте поговорим о другой вашей ипостаси, о писательской. Как получилось, что вы начали писать?
Я никогда не собиралась быть писателем, вообще я не считала, что способна что-то написать, будь то книга или статья. Но после того, как я ушла из «Аэрофлота», у меня появился совершенно другой бизнес, и я стала сама писать тексты для своего сайта. И оказалось вдруг, что людям нравится это читать. У меня даже забавный случай был, я тогда занималась мехами, и у появилась одна клиентка, которая все хотела шубу купить, выбирала-выбирала, а потом говорит: «Знаете, мне на мех вообще фиолетово — я в этом не разбираюсь, но вы так пишете о нем, что я уже четыре года вас читаю...» Так все и началось. Потом я уехала в Грецию жить у моря, и мне там довольно быстро стало скучно. Я стала для Фейсбука писать какие-то рассказы — про стюардесс, само собой. Тема-то интересная. И вот я все вспоминала и записывала, как контрабанду возили, например. Потом мне друзья посоветовали все это в электронную книжку собрать. Я сделала, выставила на Литрес, а через три месяца меня нашло издательство.
Мне кажется, ваш «Дневник стюардессы» — это настоящий сериал. Ну, то есть вполне себе можно снять фильм по нему.
«Дневник стюардессы» — это не самая главная моя книга. У меня же и другие работы есть, я пишу прозу, даже «Рукопись года» получила за одну из них. Только там совсем не о небе: 90-е годы, бандиты, разборки. Хотя, конечно, летные истории лучше «выстрелили». Исключительно из-за темы. Людям интересно открыть шторку, посмотреть.
Финальный вопрос: творческие планы. Что хочется написать? Какие замыслы душу греют?
Хочется начать писать на английском напрямую. Собственно, я к этому уже иду. Даже собираюсь переехать в какую-нибудь англоязычную страну для этого, годика на два.