Рассказывает Фрэнсис Кель
О цикле «Песнь Сорокопута» читатели услышали два года назад. С тех пор первые две книги серии уже переизданы в подарочном оформлении, а фандом автора увеличился в несколько раз. В мире, созданном Фрэнсис Кель, читателей привлекает не только проработанный лор и неоднозначные герои, но и культурологический пласт, играющий серьезную роль в повествовании.
Мы попросили Фрэнсис Кель рассказать о главных лейтмотивах ее произведения.
Если вы читали первую книгу цикла, то знаете главного фаната великого полководца. Конечно, это полукровка Скэриэл Лоу. Можно сказать, что он берет с Александра пример. Скэриэл хочет покорить Октавию, в то время как Македонский мечтал покорить весь мир. Я, как автор, не могла пройти мимо любимого исторического персонажа. И если вы до сих пор мало что про него знаете, я вам искренне завидую! Ведь у вас впереди столько интересных документальных и художественных фильмов, книг, лекций и подкастов! Скэриэл говорит о нем без конца, впрочем, как и я.
Только задумайтесь, каким Александр был человеком, если одни его называют «великим», а другие «проклятым». Вот несколько фактов из его биографии, чтобы завлечь вас неординарностью этого человека:
Книги, которые я хочу порекомендовать:
Фильмы:
Впрочем, документальных фильмов про Александра много, все они хороши, как и подкасты про него. Хотя не мне судить, я человек простой, вижу, что моим любимым полководцем восхищаются, ставлю лайк.
Скэриэл — фанат не только македонского царя, но и «проклятого» французского поэта Артюра Рембо. В пятнадцать лет Артюр уже писал великолепные стихотворения, которые удивили и восхитили всю французскую богему, в том числе известного поэта Поля Верлена. В восемнадцать своим безумным поведением юноша шокировал не только творческую тусовку, но и весь Париж.
Не буду перечислять тут все, что он говорил и делал, а то вы подумаете, что я описываю сумасшедшего пьяницу, но примерно так себя вел молодой, красивый и талантливый Артюр Рембо. Он считал, что надо пасть как можно ниже, достичь морального разложения, «расстройства всех чувств», чтобы «выйти за пределы „сна“ обыденного сознания и пробудиться к более глубокой реальности». Рембо считал, что только так поэт может стать «величайшим гением... ибо он достигает неведомого». Но конец был печальным: уже в двадцать лет он разочаровался в своем творчестве и перестал писать.
Вот такой диалог нам показали в фильме «Полное затмение» между двадцатилетним Рембо и тридцатилетним Верленом.
«— Я больше не пишу.
— Почему?
— Мне больше нечего сказать. Если вообще с самого начала было.
— Чушь.
— Я думал, что все, что я делаю, очень важно и изменит мир. Я думал, что ничто уже не будет таким, как раньше. Но это не так. Мир слишком стар, и в нем нет ничего нового. И все уже сказано.
— Но не так, как ты это умеешь сказать. У тебя дар! Нельзя выбрасывать его потому, что твои ожидания оказались нереалистичными. Тебе надо изменить свои ожидания.
— Это мой дар, и я могу делать с ним все, что захочу».
Советую познакомиться со сборником «Проклятые поэты», куда, помимо произведений Артюра Рембо и Поля Верлена, включены стихотворения других значимых представителей французской литературной тусовки: Шарля Кро, Тристана Корбьера, Мориса Роллина, Жана Ришпена и Жермена Нуво.
Произведения, которые я упоминаю в первой книге цикла:
И само собой, советую фильм «Полное затмение» 1995 года.
Оливер Брум, один из героев «Песни Сорокопута», — ярый фанат Ахиллеса, поэтому я не могла не упомянуть здесь «Илиаду» Гомера. К слову, Александр Македонский тоже с детства был большим поклонником этого произведения. Поговаривали, что он спал с мечом и свитком «Илиады» под подушкой, а в детстве его называли «молодым Ахиллом». В «Песне Сорокопута» юным Ахиллесом себя представляет Оливер.
«Илиада» кажется мне прообразом всей европейской литературы. Но несмотря на то, что это одно из наиболее знаменитых мировых произведений, а Гомер — один из известнейших аэдов (поэтов-сказителей), филологи и историки до сих пор спорят о том, существовал ли он на самом деле, где родился и был ли слепцом...
Я не могу не упомянуть моего любимого танцора балета — Сергея Полунина. Возможно, вы видели его потрясающее выступление под песню Take Me to Church, которое набрало почти два миллиона просмотра на YouTube. А если нет, то срочно исправляйтесь!
У Сергея непростое прошлое: вся его семья (мать, отец и бабушка) работала ради того, чтобы мальчик стал танцором балета, а сам он, понимая всю ответственность, тренировался сутками напролет. В тринадцать лет он сумел поступить в Школу Королевского балета в Лондоне, а в девятнадцать стал самым молодым премьером в истории труппы Королевского балета Великобритании! Такой стремительный карьерный взлет стал шоком для всех, в том числе и для нашего героя. Как правило, премьерами в столь крупных труппах становятся к тридцати годам, а тут совсем молодой парень! Его называли гением, «грациозной бестией», «чудом балета», «человеком, сумевшим преодолеть гравитацию».
В своем интервью для документального фильма «Танцовщик» (2016) он рассказывал, как «испытывал невероятное давление», как вся его семья «разбрелась по свету», чтобы помочь его обучению. Близкие надеялись на Сергея, а сам он мечтал о том, что воссоединится с родными, как только добьется успеха. Он надеялся объединить их балетом. Но вот он стал премьером в девятнадцать, добился того, к чему другие танцоры стремятся многие годы, но это не помогло. Семья распалась, и Сергей сломался.
Он потерял мотивацию, разочаровался в жизни и в искусстве, стал «плохим мальчиком балета». Сергей сбегал с репетиций, уходил в загул, пропадал по три-четыре дня, набил восемь татуировок и выходил на сцену под воздействием запрещенных веществ. Он стал лакомым кусочком для желтой прессы: этакий скандальный персонаж. В какой-то момент он решил уйти из балета, а на прощание подарить поклонникам тот самый танец под Take Me to Church. И этот танец все изменил.
Артист одумался и продолжил выступать на сцене, радуя зрителей своим творчеством. Обязательно посмотрите документальный фильм «Танцовщик».
Сергей Полунин стал прообразом для героя Леона Кагера. В одиннадцатой главе наши герои — Готье Хитклиф, Скэриэл Лоу и Габриэлла Хитклиф — отправились на балетную постановку «Жизель», где Леон выступил в роли графа Альберта. Сергей Полунин тоже танцевал эту партию.
Это лишь часть того культурного контекста, который упомянут в цикле «Песнь Сорокопута» Фрэнсис Кель. Так что мы искренне советуем вам познакомиться с этими романами — и дарим на них скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.