История самых дорогих и желанных ароматов
США, Италия, Япония и даже Германия — все эти страны могут похвастаться собственными производствами элитной парфюмерии, которая пользуется спросом в разных уголках мира. Но все-таки Франция остается безусловной королевой дорогих ароматов. Бренды французских духов известны едва ли не каждому, а названия ведущих парфюмерных домов давно попали в золотой фонд beauty-индустрии.
Традиционно парфюмеры отсчитывают свою историю с XI века — именно тогда крестоносцы после похода на Иерусалим привезли во Францию розы и жасмин. Прежде невиданные цветы стали выращивать на юге страны, а несколько позже — извлекать из них ароматные масла, они и по сей день служат основой для духов.
Только спустя век эстафету у французов перехватили другие европейцы. Предприимчивые венецианцы воспользовались своим положением крупнейшей торговой державы того времени и стали готовить сырье из восточных пряностей для всей Европы. Так что Венеция долгое время считалась негласной столицей парфюмерии. Потом первенство у нее забрали другие итальянские города и Испания, а французам удалось воцариться на потерянном когда-то престоле лишь в XVI веке. Впрочем, они совершили свое восхождение на пьедестал с таким шиком, что о былом величии их конкурентов забыли буквально в считаные минуты.
Удивительно, но законодательницей ароматной моды во Франции стала итальянка — Екатерина Медичи. Это она в конце XVI века, будучи супругой короля Генриха II, отправила личного парфюмера Рене Флорентийца в Грас, чтобы тот не только поднаторел в своем искусстве, но и создал абсолютно уникальный продукт — ароматизированные перчатки. Производство таких изделий королеве необходимо было для маскировки неприятного запаха, исходящего от рук в отсутствие регулярного мытья. Историки утверждают, будто изобретение Флорентийца настолько пришлось по душе царственной особе и ее придворным, что в его парижском бутике неподалеку от моста Менял ежедневно собиралась гигантская очередь жаждущих приобрести модную вещицу.
Согласно иным источникам, создателем перчаток с приятным запахом стал другой мастер, и тоже — преданный слуга Медичи. Итальянец Муцио Франжипани придумал пахучую пудру, которую насыпал в аксессуар и рекомендовал использовать повсеместно в обычной жизни. Доказательством его авторства специалисты считают тот факт, что именно внук Франжипани впоследствии догадался использовать при изготовлении парфюмерных продуктов винный спирт — для большей их стойкости.
Так или иначе, появление ароматизированных перчаток через некоторое время спровоцировало во Франции настоящую революцию. Ее итогом стало постепенное исчезновение с рынка душистых предметов гардероба, а туалетная вода стала буквально незаменимой.
Окончательно утвердил главенство Франции в мире парфюмерии Наполеон во второй половине XVIII века. У Бонапарта, который и без того славился необычными привычками и фобиями, была боязнь неприятных запахов. Любой намек на вонь приводил его в бешенство. В арсенале корсиканца были многочисленные ароматизированные средства, в их число входили не только различные масла, но даже специальные таблетки с запахом черной смородины — чтобы добиться необходимого эффекта, их требовалось поджигать. Не отставала от Наполеона и его верная супруга Жозефина. Согласно свидетельствам того времени, будуар императрицы благоухал цветами и фруктами еще несколько лет после кончины женщины.
Неудивительно, что именно эта чета обратила внимание на парфюмерный заводик в Кёльне. Небольшим, но довольно успешным предприятием управляли французы, чей отец Жан-Мари Фарина когда-то стал создателем первого в мире мужского одеколона (от французского «eau de Colonge»). «Кёльнская вода» производилась из натуральных масел, а винный спирт поставлялся прямиком из Италии. Кроме того, готовый продукт годами выдерживали в кедровых бочках для более насыщенного аромата.
К слову, изначально «Кёльнская вода» считалась лекарственным средством. Однако в 1810 году тот же Наполеон издал декрет, в соответствии с которым от производителей требовалось раскрывать состав медикаментов. Чтобы сохранить рецепт в секрете, в «Еau de Colonge» добавили еще больше ароматических веществ — и превратили медицинский препарат в туалетную воду.
Бонапарту так понравился запах чудо-средства, что в день у него уходило не менее двух литров одеколона, император купался в нем и принимал в качестве настойки.
Интересный факт: уже будучи заточенным на острове Святой Елены, Наполеон так страдал из-за отсутствия любимого одеколона, что даже разработал собственный рецепт туалетной воды: в его основу лег обыкновенный бергамот.
К XIX веку Париж был полон различных парфюмерных лавок. Духи стали достоянием не только правящей верхушки, но и простых людей. Бутики с ароматным товаром возникали и пропадали так быстро, что почитатели туалетной воды не успевали запоминать названий марок. Так что когда в 1828 году Пьер Герлен открыл свой первый магазинчик в самом центре французской столицы — на улице Риволи, — никто не мог и предположить, что талантливым мастером положено начало долгой истории едва ли не самого известного парфюмерного дома в мире.
Уникальность работы Герлена заключалась в том, что он, в отличие от своих коллег, искал индивидуальный подход к каждому клиенту. Позже создание одеколонов и духов на заказ стало визитной карточкой француза. Очень скоро его преданными покупателями сделались писатель Оноре де Бальзак, королева Бельгии и принц Уэльский. Персональный заказ поступил также и от императорского двора семьи Романовых, для которых парфюмер создал ароматы Cour Moscovite («Московский двор») и L’eau de Cologne Imperial Russe («Русский Империал»).
После смерти Пьера его дело перешло к сыновьям, не уступавшим отцу в изобретательности. Так, в 1889 году Эме Герлен создал сенсационный аромат Jicky, названный в честь его племянника Жака. Он стал первой туалетной водой, в состав которой вошли синтетические ингредиенты. Благодаря этому парфюм получился стойким и оригинальным, подходящим как для мужчин, так и для женщин.
Сегодня название бренда известно всем, а каждая новая коллекция дома Герлен незамедлительно становится бестселлером в beauty-индустрии. Семья владеет более чем 23 бутиками по всему миру, однако, несмотря на такой масштаб, потомки Пьера Герлена остаются верными заветам деда и прадеда, продолжая традиционную политику индивидуального обслуживания клиентов.
Узнать больше о создателях знаменитого бренда вы сможете из книги «Герлен. Загадочная история легендарной семьи парфюмеров».