И как писатели откликаются на эти проблемы
Художественная литература — это не только один из лучших способов отвлечься от насущных проблем и отдохнуть, но и повод задуматься над глобальными вопросами. Например, вспомнить, какие устаревшие и в общем-то ненужные установки портят нам жизнь.
Писатели, как правило, четко видят многие социальные язвы и подсвечивают это в своих произведениях. О злободневных романах и их невыдуманных основах рассказываем в нашем материале.
Почти все традиционные религии и культуры негативно относятся к прерыванию беременности. И средневековые представления о женщине как о сосуде для вынашивания детей лишь закрепили эти «нормы».
При этом не все женщины могли и хотели воспитывать детей: изнасилования, нищета и многие другие факторы не позволяли им оставить новорожденных. Что делали в таком случае? Либо на ранних месяцах шли к повитухам на аборт, либо бросали младенцев в канаве, где те были обречены на смерть. И за искусственное прерывание беременности, и за убийство уже родившегося ребенка женщинам и повитухам грозили висильница или костер. В XVII веке у матерей появилась возможность отдать свое дитя в приют, но и там участь ребенка была печальной.
Темные времена прошли, а проблемы остались: нежелательных беременностей сегодня не меньше, чем в предыдущие эпохи. И наиболее гуманный способ — медицинское прерывание. По данным ВОЗ, 45% современных абортов проводится нелегально, так как во многих регионах они запрещены, и это влечет за собой ужасные последствия: от бесплодия до смерти женщины.
Можно предположить, что это происходит только в развивающихся странах, но о подобных проблемах часто говорят и западные авторы. Например, Дженни Хендрикс и Тед Каплан в романе «Небеременная». Их героиня, семнадцатилетняя Вероника, вынуждена ехать в другой штат, чтобы сделать аборт. И это путешествие становится для нее целым предприятием, но скорее интересным и захватывающим, чем трагичным.
Хуже себя чувствует героиня романа «Улица милосердия», врач-гинеколог Клаудия. Она годами терпит угрозы и в итоге оказывается под прицелом религиозных фанатиков из-за того, что консультирует женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Средние века философы-мужчины всерьез спорили о том, есть ли у женщины душа, человек ли она и имеет ли право распоряжаться своей жизнью. Пришли к тому, что не имеет, и надолго лишили женщин прав. Только в середине XX века дамы обрели юридическое равноправие. Но даже в развитых странах общество по-прежнему ставит их в очень узкие рамки под девизом «ты должна!».
О том, что и кому должна женщина, размышляет писательница Джессамин Чан в антиутопии «Школа хороших матерей». Ее героиня Фрида кругом виновата. Она плохая дочь, потому что не оправдала надежд родителей. Очень плохая жена, потому что не убедила мужа бросить любовницу. Кроме того, еще и плохая мать, поскольку на пару часов оставила своего ребенка одного. Теперь Фриду отправят в школу «Хороших матерей», где будет принято решение, имеет ли она право на родительство.
До появления железных дорог, воздушного транспорта и автомобилей мир крестьян и небогатых горожан был очень ограничен. В лучшем случае люди ходили на праздник в город или соседнюю деревню, остальное пространство казалось пугающим и опасным. Отсюда и возникли средневековые легенды о странах, населенных псоглавцами и прочими чудовищами.
Устройство таких закрытых обществ было своеобразным: власть сосредотачивалась в руках одного человека или небольшой группы, и это не всегда были мудрейшие и честнейшие люди. И уклад жизни, установленный ими, часто был далек от идеального.
Времена изменились, скажете вы! Увы, не везде. Чуть более десяти лет назад в общине Манитоба в Боливии разразился скандал: четыре года подряд местные мужчины насиловали женщин и девочек. А старейшины убеждали, что ссадины и синяки на телах жертв — работа демонов, наказывающих их за грехи. Писательница Мириам Тэйвз взяла эту историю в качестве основы для своего романа «Говорят женщины», а о реальном финале трагедии мы рассказали в нашем материале.
Закрытые общества часто создаются харизматичными лидерами из людей, потерявшихся в жизни. Феномен того, как один человек способен отнять волю у множества, исследовал Алексей Поляринов в романе «Риф».
Изобретение глубокой древности, в разные эпохи рабство принимало различные формы: от бесплатной эксплуатации чужого труда до неподъемной дани.
Никуда оно не ушло и сегодня. По данным Международной организации труда, в 2021 году в мире насчитывалось 50 миллионов жертв современного рабства. При этом «22 миллиона состоят в принудительном браке, а 28 миллионов — заняты принудительным трудом». Нередко «хозяева» таких крепостных даже не задумываются о том, что используют рабский труд. О подобной истории рассказывает роман «Обещание» Деймона Гэлгута.
В 1986 году маленькая Армор Сварт стала свидетельницей предсмертной просьбы своей матери: отдать семейный дом темнокожей служанке Саломее. Конечно, отец девочки обещания не выполнил, и Саломея так и не получила плату за свою работу. В своей книге лауреат Букеровской премии Деймон Гэлгут исследует взаимоотношения разных сословий, бесплатный труд и тягу к стабильности, которая приводит человека в самые тяжелые условия.
Архетип «чужой» всегда был главным «оправданием» для самых страшных преступлений. В древности «чужими» могли быть как жители соседнего поселения или инородцы, пришедшие из других стран, так и те, кто просто был «другим», непохожим.
Главными отверженными во многих европейских обществах были евреи и цыгане. В XX веке это привело к Холокосту — одной из самых страшных трагедий в истории. О том, какой была жизнь в концлагерях, можно узнать из романа «Список Шиндлера». А современное влияние Холокоста изучает в своей прозе Давид Гроссман. Например, в книге «Как-то лошадь входит в бар».
Сегодня пренебрежительное отношение к «чужим» — также неотъемлемая часть нашей жизни. Именно поэтому так важно помнить уроки прошлого.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.