Испанский писатель Золотого века о характерах, пошлости и тщеславии
Бальтасар Грасиан (1601 — 1658) — выдающийся испанский писатель, философ и теоретик литературы, один из крупнейших представителей эпохи барокко. Он вошел в историю как автор сборника афоризмов «Карманный оракул, или Наука благоразумия», который содержит триста сентенций, являющихся своеобразным руководством к жизни. Эта книга оказала большое влияние на немецкого философа Артура Шопенгауэра (см. его «Афоризмы житейской мудрости»). Многие высказывания Грасиана остаются актуальными и в наши дни.
Сдержанность — признак содержательности. |
Истина — удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно. |
Слух — черный ход для правды и парадный для лжи. |
Равнодушие к превратностям — благоразумно, мудрый ничему не дивится. |
Лучшая месть — забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. |
Великая премудрость — постигать характеры и улавливать настроения. Людей столь же необходимо изучать, как книги. |
Краткость и сердцу любезна и делу полезна: ею обретешь то, что из-за многословия упустишь. |
Вернейший путь не свершить дело — заранее считать его свершенным. |
Пошлость, к примеру, то, что каждый недоволен своей участью, даже блестящей, зато доволен своим умом, даже весьма неблестящим. |
Есть занятия нелепые, это моль, съедающая драгоценное время; заниматься ерундой хуже, чем ничего не делать. |
Никогда не говорить о себе. Придется либо себя хвалить — а это тщеславие, либо хулить — а это малодушие; о себе говорить — против благоразумия грешить да и слушающим докучать. |
Никогда не раздражаться. Важное правило благоразумия — не выходить из себя. Большое самообладание говорит о большом сердце — душу великую нелегко стронуть с места. |
Усердием посредственность достигает большего, чем одаренность без усердия. Слава покупается ценой труда; что легко дается, невысоко ценится. |
Что толку нравиться себе, коль другим не нравишься; самодовольство обычно карается общим презрением. Собой упоен — всем противен. Говорить и слушать только себя — не получается; и если беседовать с самим собой — безумие, то слушать только себя, говоря с другими, — двойное. |
Особенно ценно искусство скрывать свой недостаток, обращая его в преимущество. Так, Цезарь скрывал свою плешь лавровым венком. |