24 апреля, 2024

От хтони до ковбоев: названы актуальные книжные тренды

Авторы и редакторы «Эксмо» обсудили текущие тенденции в индустрии и литературе

В Москве состоялась ежегодная Большая авторская конференция «Эксмо». На ней собрались писатели, редакторы и издатели. Традиционно говорили о состоянии книжного рынка, проблемах и вызовах, с которыми сталкивается отрасль.

Во время своего выступления генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев отметил следующие особенности этого года:

  • Объем книжного рынка вырос в денежном и в натуральном объемах на 9% и 3% соответственно.

  • Произошло восстановление роста сегмента цифровых книг.

  • Маркетплейсы — драйверы роста.

  • Сегмент нон-фикшн вышел из стагнации. В топе — книги по психологии, медицине, биографии. Также выросли ниши «Военное дело» и «История».

  • Возраст наиболее активных читателей — 16-24 и 55-64.

  • Общий интерес к чтению в крупных городах снизился на 1% по отношению к 2022 году.

  • Выросло количество экранизаций книг российских авторов.

  • Тематические тренды: ромэнтези, Азия, нон-фикшн для подростков, спортивная романтика, серийные убийцы, психотерапевты, биографии, ретеллинги, мифы.

  • Происходит трансформация рынка детских лицензий. Вместо Disney — Россия и Азия.

Основные барьеры для роста:

  • В России в 2024-2025 годах прогнозируется замедление роста потребительского спроса на фоне снижения темпов роста экономики и более жесткой денежно-кредитной политики.

  • Пиратство — бумажное и цифровое.

  • Кадровый голод — типографии и IT.

  • Закрытие книжных офлайн-магазинов и снижение трафика федеральных книжных сетей на 3% в 2023 году.

  • Низкая доля сегмента детских книг: демографическая яма в возрастной группе 0-5, устаревшие фонды школьных библиотек.

При этом во время выступления Евгений Капьев отметил, что в мире сейчас самое большое время возможностей для литературы и книжной отрасли. Еще один важный тренд — интерес к регионам России в литературе. Читателям интересно читать о жизни в разных уголках страны, про местный колорит.

Актуальные тренды художественной, детской и прикладной литературы

Тренды остросюжетной литературы от главного редактора «Редакции № 1» Евгения Соловьева:

  • Психология серийных убийц, работа судмедэксперта. Это нечто иррациональное, жажда убийств. В этом еще есть сексуальный подтекст. Яркий пример — Тед Банди.

  • От «Внутри убийцы» — к «внутри жертвы». Книги по медицине популярны, в остросюжетной литературе это трансформировалось в интерес к судмедэкспертам.

  • Психология и психологизм на грани психиатрии. Герметичный детектив в стенах психиатрической клиники — это козырь в рукаве.

  • Душевные истории про убийства, противоположность тому, что обсуждалось до этого. Cozy crime для тех, кто хочет не только эскапизма, но и интриги.

  • Идеализм. Долгие годы остросюжетная литература убеждала в том, что дружбы нет, любви нет, никому нельзя верить, любой может тебя убить. Сейчас очень большая потребность в возвращении идеалов, возможности в это верить. Именно это читатели нашли в цикле о графе Аверине.

  • Квест+сюжет+чертежи, схемы преступления, как в хонкаку-детективе. Читатели любят головоломки. К этому можно добавлять интерактивные элементы, аудиоролики.

  • Азиатский тренд: Япония, Китай, Корея. В остросюжетной нише мы видим, что пока более востребованы именно Япония и Китай.

Тренды романтической прозы от Виктории Беловой, бренд-менеджера «Эксмо», администратора канала «Сорри, я не твоя лавстори»:

  • Букток задает тренды в романтической литературе.

  • Спортсмены: горячие хоккеисты и баскетболисты остаются с нами.

  • Люди хотят видеть необычные декорации: на борту самолета, во время съемок, в баре и так далее.

  • Ковбои: романтика на ранчо. Лучшие друзья девушек — горячие шерифы.

  • Dark: мафия, разрушительная любовь и БДСМ.

  • IT:. «Мама, я полюбила айтишника».

  • Юмор, комфортная романтика, обязательно с искрометными шутками. Ностальгия по нулевым, Бриджет Джонс, фильм «Реальная любовь». Пример книги — «Все сложно» Тары Девитт.

Тренды современной российской жанровой прозы от ведущего редактора группы российской современной прозы Карины Буяновой:

  • Ремейки: известный сюжет в новом сеттинге. Про Шерлока Холмса и доктора Ватсона, делаете одного из них котом и переносите в альтернативный мир — и получается «Граф Аверин».

  • Магическая Российская империя. А также Советский Союз.

  • По-прежнему актуальны ментальные расстройства.

  • Региональный сеттинг набирает обороты. Людям интересно читать не только про Москву и Санкт-Петербург.

  • Смешение направлений — тренд номер один. Практически нет произведений чистого жанра: детектив с фэнтези, любовный роман с остросюжетной прозой и так далее.

  • Метамагическое мышление: Таро, гадания, примесь потустороннего, очень популярны домовые и лешие.

  • Серая мораль, неоднозначные герои, глазами которых мы можем посмотреть на происходящее. Во внежанровой прозе особенный упор на дарк.

  • Люди хотят хорошие, здоровые не созависимые отношения, которые учат любить друг друга. Конструктивное развитие и выход на новый уровень.

  • Компьютерные игры, IT и технологии.

  • В сентиментальной литературе — тренды на балет и на отношения врачей.

  • Фиктивные отношения и «от ненависти до любви» остаются популярными.

Тренды внежанровой прозы:

  • Господствует психологизм разной степени, рассматривается с точки зрения психотерапии. Важно показать, что герой нашел точки опоры.

  • Необычные профессии. Если раньше у нас были менеджеры и бизнесмены, то теперь — геологи, металлурги, плотники. Очень много рукописей о тяжелом производстве, люди описывают свой опыт в нетипичных профессиях. Молодежи интересно читать про это.

  • Осмысление исторических событий нашей страны через призму семейной истории.

Тренды в фантастике и фэнтези от шеф-редактора отдела фантастики Евгении Сафоновой:

  • Злодеи и их помощники в главной роли. Люди учатся принимать свою темную сторону и находят в таких героях отражение себя.

  • Драконы. Благодаря Джорджу Мартину и Ребекке Яррос читателям хочется больше драконов.

  • Ориентальный мир очень востребован. Пока самым любимым у читателей остается Китай.

  • Ретро: Империя, которой не было, и новые прочтения классики.

  • Хтонь, изнанка реальности и монстры, живущие среди нас. Они могут быть страшными или милыми.

  • Мультижанр: фантастика+детектив, юмор, эпическое фэнтези и эротика и т. д.

  • Дарк академия.

  • Уютная фантастика и фэнтези. Люди подустали от «стекла» и хотят, чтобы все дружили.

  • Тренд на красивые книги. Первое издание с иллюстрациями внутри стало нормой. В тренде — книги с разрисованными обрезами.

  • Обратный гарем.

  • Попадание в книги.

Тренды детской литературы от Людмилы Кондрашовой, главы редакции детской литературы «Эксмо»:

  • Развитие дошкольников. Художественная литература для чтения с дошкольниками, книги-игрушки, книги с пазлами, авторские методики развития. Тренд на годовые курсы, чтобы сэкономить на покупке книг.

  • Книги о родной стране. Расширение знаний о стране, географии, истории, ее выдающихся личностях. Добавление интерактивного элемента в такие книги (головоломки, кроссворды и т. д.)

  • Комиксы. Исекай с романтикой, перерождение/реинкарнация, выживание в подземельях, хорроры.

Тренды прикладной литературы от Рамиля Фасхутдинова, главного редактора издательства «Бомбора»:

  • Таро и карточные продукты. Этот тренд сохраняется с прошлого года, но в этом сегменте появились карты по популярным фандомам (Fallout, аниме).

  • Артбуки от художников. Это связано с интересом к азиатской литературе, манге и манхвам. Многие художники становятся культовыми.

  • Мифы, мифологичность, архетипы. Особенный интерес к мифологии России.

  • Мифы проникают во все сегменты: от бизнеса и психологии до рисования.

  • Рост интереса к религиозной литературе. Это и классические книги, и околорелигиозная литература. Книг пока мало, но запрос очень высокий. Появляются книги по семейной психологии с вкраплениями религии.

  • Детские травмы и работа над собой. Тренд не новый, но он продолжает удерживать свои позиции.

  • Психосоматика. В этот сегмент пришли российские авторы.

  • Книги о России. Региональная история, красивые книги о путешествиях, лучшие маршруты, специфические вещи, такие как терема или мистические места Москвы и Санкт-Петербурга.

  • True crime. От зарубежных кейсов — к русской специфике, российских и советских преступниках.

  • Книги о подростках. Хиты 2023 года — книги Никиты Карпова и Вики Дмитриевой о тинейджерах.

  • Семейная психология. Россия входит в топ-5 стран по количеству разводов. Поэтому есть спрос на книги о взаимоотношениях в семье, сексе.

  • Сильный западный тренд, который у нас пока не заметен: сильные женщины и книги о переосмыслении роли женщин.

  • Набирающий силу тренд — книги о беременности и родах. Долгое время спрос на них был минимальным, но в последние месяцы снова начал расти, причем активно.

Авторы «Эксмо» — о любимых книжных трендах

На конференции мы также узнали у авторов об их любимых трендах в разных сегментах современной литературы.

Екатерина Звонцова, автор романов «Письма к Безымянной», «Это я тебя убила»

Я заметила очень приятный тренд на смешение разных литературных сегментов. Например, во вчерашнем длинном списке «Большой книги» много совершенно замечательных романов с жанровыми элементами. Интеллектуальная проза перестает быть душной, а неинтеллектуальная проза взрослеет. Она обрастает серьезными темами, и у нее очень сильно растет уровень.

Мне как автору, который тоже пишет и интеллектуальную прозу, и сложную беллетристику, безумно нравится. Мне кажется, это обогатит наш рынок, и нас ждет в ближайший год рост этих ниш.

Фрэнсис Кель, автор цикла «Песнь Сорокопута»

Я очень люблю стиль темной академии и мне бы хотелось, чтобы он всегда был в тренде. Я знаю, что я не одинока в этой любви, и многие авторы сейчас работают над книгами или заканчивают их. Например, Мэй окончила роман в жанре темной академии. Так что мне очень хочется, чтобы все продолжали читать и обсуждать этот жанр.

Кстати, по пути на конференцию в метро я обратила внимание на девушку, которая читала «Тайную историю» Донны Тартт — как раз в жанре dark academia. Считаю, это хороший знак.

Анна Полякова, автор романа «Свет мой тишина»

Как читатель я заметила, что сегодня популярна тема спорта. Именно этот тренд мне показался наиболее интересным. У меня даже возникла идея перенести действие новой книги в спортивный сеттинг и написать остросюжетный роман о мире фигурного катания.

Ольга Пашнина, автор цикла «Министерство мертвых», романов «Развод по-драконьи», «Академия магии на дистанционке»

Мне очень нравятся драконы, что-то на стыке ромфанта и «Голодных игр», что-то приключенческое, стеклишка побольше, поплакать и попереживать.

Вообще у нас в России ромфант идет по своему пути. Если мы будем сравнивать с трендовым западным ромэнтези, то там совершенно другое. Но мы постепенно последние годы интегрируемся в Young Adult в целом.

Сейчас топ электронных продаж рвут такие истории, как «Моя сводная ведьма» Анны Одуваловой. Там роман на стыке YA, стеклишка, современного любовного романа. И романтика в магии. Эта интересная и глубокая история круто продается. Так что мы все больше уходим в сторону неоднозначности и героев с серой моралью.

Антонина Крейн, автор романов «Теневые блики», «Долина Колокольчиков» и «Улыбнись мне, Артур Эдинброг»

Первым хочу отметить тренд на психологию и психологизм на грани психиатрии. Мне кажется это очень интересным, я давно изучаю это для себя и с удовольствием буду больше показывать в своих историях, которые хоть и фэнтези, но про людей. А у людей в головах происходит разное.

Также меня порадовал тренд на уютные убийства и уютные истории, обычная жизнь необычных людей. Потому что это перекликается с книгами, которые я пишу сейчас о комфортном Лесном королевстве в рамках вселенной Шолох, и отражает то, о чем я хочу писать в будущем. Сочетание уюта и триллера, чего-то утешающего и волнующего. Думаю, это здорово.

Еще мне понравились тренды на нестандартные профессии. Мне кажется, их можно применить и к фэнтези, а не только к реальному миру. И, конечно же, как и многие авторы, сейчас я интересуюсь Азией и трендом на ориентальный, пусть и авторский мир.

И, конечно, я рада, что продолжается тренд на злодеев и их помощников, потому что именно это происходит в дилогии «Досье мертвого короля», которую я пишу сейчас. Потому что там среди главных героев у нас есть глава островной мафии.

Евгения Александрова, автор романа «Сила и ярость Юга» и трилогии «Проклятый капитан»

Я очень рассчитываю на возвращение тренда на морские истории. Сейчас идет переиздание «Невесты ветра» Натальи Осояну и появляются новые истории про морские приключения. И я надеюсь, что мой «Проклятый капитан» с ростом популярности этого тренда тоже будет переиздан.

А еще я очень рада тренду на драконов, ведь у меня самой вышла книга «Душа звездного дракона» про драконов-пришельцев, принимающих облик человека. Это история про любовь и приключения. Надеюсь, будет очень интересно.

Тэффи Нот, автор романа «Неспящая красавица»

Мне очень понравился тренд про уютный детектив, хотя это совсем не моя история. Что касается перспектив, мне кажется, романтическое фэнтези никуда не уйдет в ближайшее время, это сто процентов. Детективы, триллеры тру крайм. И, конечно, тренд, уверенно движущийся вперед, — это Российская империя.

Читайте также