Рассказываем о книге Ольги Хейфиц
В издательстве «Эксмо» вышла книга «Детский бог» филолога, магистра психоанализа и писательницы Ольги Хейфиц.
Это история 14-летнего Филиппа, который однажды попадает на дачу знаменитого хирурга Александра Гирса, знакомится с его семьей, влюбляется в дочь хозяина и очаровывается самим главой семьи. Неожиданно ему отказывают от дома, и двадцать долгих лет герой делает все, чтобы быть достойным этого семейства. Но вот беда, вернувшись туда уже взрослым мужчиной, Филипп понимает, что все эти годы бежал за миражом, а Гирсы вовсе не такие идеальные, какими казались раньше, даже наоборот...
Ольга Хейфиц написала роман о чужих семейных тайнах и разочарованиях. Рассказываем, почему его нужно прочитать даже тем, кто считает свою семью нормальной.
Роман начинается со сцены, в которой главный герой Филипп вместе со своим отцом приезжает на дачу Гирсов. И Ольга Хейфиц с удовольствием погружает своих читателей в атмосферу летней подмосковной Валентиновки, где и сама провела все свое детство.
«Улица Грина оказалась крошечной, зеленой, с вихрастым бурьяном папоротника по краю заросшей канавки водостока. С высоченными мачтами телеграфных столбов, коричневых, задубелых, в россыпи шрамов, оставшихся то ли от срезанных сучьев, то ли от прикосновений чьих-то огромных фантастических пальцев. <...> Дом за зеленым забором, дом на краешке маленькой цветущей улицы. Дом, на стыке времен, на исходе двадцатого столетия. Дом, живущий полной жизнью семейства Гирсов, оказался теплым скрипучим царством летних вечеров и волнующих воображение людей».
«Детский бог»
И хотя эта поездка окажется началом личной трагедии Филиппа, очарование лета 1995 года лейтмотивом пройдет через весь текст и приведет к совершенно неожиданной развязке.
«Стилистически и настроенчески я всегда вдохновляюсь Набоковым и в какой-то степени Буниным. Я люблю эту летнюю ностальгическую атмосферу, и в „Детском боге“ мне особенно хотелось это подчеркнуть».
Ольга Хейфиц
Как часто мы скучаем по прошлому! И трава раньше была зеленее, и чувства ярче, и люди красивее и крепче. История, рассказанная Ольгой Хейфиц, покажет, как ностальгия может стать болотом, из которого сложно выбраться:
«Филипп половину жизни прожил, идеализируя свою первую любовь и лето на даче Гирсов. Все это время он старался стать похожим на Александра Львовича и добиться внимания человека, который в итоге оказался не таким, каким представлялся юному герою».
Ольга Хейфиц
Редактор книги Карина Буянова уверена, что дело не только в зря потраченных годах и разочаровании:
«Это прошлое, в котором творишь себе кумиров, прошлое, с багажом которого за плечами идешь сквозь годы, искренне считая, что освободился и перерос его. Но, встретившись с ним снова, опрокидываешься и разбиваешься, а потом заново собираешь себя по кусочкам».
Еще одним важным лейтмотивом книги стала обманчивость красивого фасада чужой жизни. Увы, это тоже вполне бытовая вещь. Ведь многие из нас восхищаются успехами знакомых и незнакомых людей, листая соцсети, и корят себя за обычность.
Кумир главного героя оказался совершенно не рыцарем без страха и упрека. Более того, сам Филипп, выросший с «посредственными», как ему казалось, бесцветными родителями, сумел добиться личных успехов, в отличие от Вики, дочери Гирса, которая боялась жить и совершать ошибки, чтобы не разочаровать отца.
Автор романа подчеркивает, что судьба Филиппа никак не связана с ее собственной биографией, однако это новый сплав из чувств и знаний, получившийся в результате научных исследований и работы с психотерапевтом:
«Мой роман — работа с внутренними глубинными эмоциями и травматическими событиями, которые я преобразовала в более жесткую форму, параллельно проработав над историей о домашнем насилии. В свое время я была удивлена, насколько это частая проблема. Мне казалось, что я не знала людей, которые с ней столкнулись. Но работая над романом, я начала изучать эту тему еще глубже и поняла, что такое происходит чуть ли не в каждой третьей-четвертой семье».
Ольга Хейфиц
По словам Ольги, у некоторых жертв на фоне травмы случается амнезия, а о случившемся они вспоминают только во время работы с психологом. Мотив детства, проблем и обид, возникающих в самые юные годы, близок автору еще и с научной точки зрения. Магистерскую диссертацию Ольга писала по теме: «Травма отверженности в нарциссических детско-родительских отношениях».
«В романе „Детский бог“ вопросу влияния семьи на ребенка посвящено очень много. Родительская любовь принимает разные формы. Порой — довольно уродливые. Тема эта бесконечная, но очень важная, потому что родители должны понимать, что делают. А для этого надо самому быть очень здоровым человеком».
Ольга Хейфиц
По словам писательницы, даже эмоционального абьюза в родной семье достаточно, чтобы перезапустить колесо сансары и перенести все негативные эмоции и традиции в будущее.
Роман «Детский бог» написан так, что оторваться невозможно уже с первой страницы. Хорошо выстроенный текст радует стилистической отточенностью, а интересный сюжет интригует до самого конца.
«Когда я читала, в голове было два референса: „Маленькая жизнь“ Ханьи Янагихары и „Исчезнувшая“ Гиллиан Флинн. „Детский бог“ понравится поклонникам интеллектуальной прозы, которые не боятся путешествовать в глубины подсознания».
Карина Буянова, редактор
Сама Ольга Хейфиц говорит, что очень внимательно читала Янагихару, но также проводит стилистические параллели между своим романом и произведениями Донны Тартт: «Тайной историей» и «Щеглом». Еще, как считает писательница, ее роман понравится поклонникам «Голландского дома» Энн Пэтчетт, поскольку в обеих книгах раскрываются семейные тайны и разворачиваются драматичные события.
Мы уверены, что читатели оценят «Детского бога» по достоинству, и поэтому дарим на него скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.