Как менялся популярный фантастический троп
Кадр из фильма «Назад в будущее 3», 1990
В одну секунду перенестись из серых будней в другую эпоху или мир — соблазнительная перспектива. Особенно если там нам уготована участь главного героя и творца истории, которому достается все внимание и любовь окружающих.
Как могли бы развиваться события в этом случае, предлагает пофантазировать литература о попаданцах. Одно из самых популярных направлений фантастики часто ассоциируется с довольно стандартными сюжетными ходами. Но на деле этот жанр может быть совершенно разным, что доказывают современные авторы.
Если рассматривать попаданство как исследование совершенно других миров, в которых главный герой выглядит белой вороной, то на ум первым делом приходят «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. Конечно, герой попадает в экзотические места в результате кораблекрушения, а не магических сил, в остальном классическая история соответствует тропу. В Лилипутии Гулливер оказывается тем, кто благодаря своим размерам может полностью изменить расклад сил в противостоянии двух держав. А в краю великанов Бробдингнег он готов поделиться с местным королем своими знаниями об огнестрельном оружии, но получает отказ. Для Свифта фантастические миры, в которых оказывается его герой, позволяли ему высмеивать пороки современного ему общества, но для последующих поколений стали образцом приключенческой литературы.
Самой хрестоматийной же историей о попаданцах можно назвать роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Главный герой, получив во время стычки на заводе ломом по голове, переносится из Америки конца XIX века в эпоху короля Артура. Заручившись его поддержкой и заняв место советника, предприимчивый герой начинает наводить свои порядки. А знания истории, науки и техники позволяют ему поставить темное Средневековье на колеса прогресса. Правда, ненадолго, ведь церковь и рыцари, теряющие свое влияние, объявляют его колдуном и начинают преследование.
Своей юмористической историей, высмеивающей рыцарские романы и их эстетику, Твен заложил стандарты жанра и напомнил, как увлекательно пытаться поменять историю, когда ты уже знаком с финалом. Этот прием взяли на вооружение не только авторы развлекательных приключенческих книг, но и серьезные фантасты. Так, у одного из классиков жанра Лайона Спрэга де Кампа есть роман «Да не опустится тьма» о нашем современнике, который переносится в прошлое и всеми силами пытается предотвратить падение Рима.
Литературные тренды меняются, появляются новые тренды и направления, но попаданство десятилетиями уверенно удерживает свои позиции.
«Мне кажется, попаданцы никогда не устареют, потому что это один из самых комфортных и легких способов погрузить читателя в новый, кардинально отличный от нашего мир. Так же как и читателю, ему ничего об этом мире не известно. И он постигает его постепенно, шаг за шагом. Это позволяет максимально снизить порог вхождения в неизведанную вселенную. Не все готовы просто нырнуть в чуждый мир с кучей незнакомых понятий и явлений — для таких читателей попаданцы служат проводниками при знакомстве с книгой», — говорит шеф-редактор отдела фантастики, писательница Евгения Сафонова.
С попаданством одинаково комфортно себя чувствуют и авторы книг о суровых героях, меняющих ход знаковых событий в прошлом, и создательницы легкой романтической литературы с юмором и волшебством.
«Ромфант — это всегда эскапистские истории, позволяющие сбежать от проблем нашего мира навстречу любви и приключениям. Поэтому попаданство так популярно. Это самый простой способ подключить читателя к сюжету сразу, заставить его сопереживать героине. Ведь наша современница, возможно даже соотечественница, попадает в совершенно другой мир! Но ее ментальность и культурный код при этом совершенно понятны, и с ней сразу есть много точек соприкосновения», — говорит редактор отдела фантастики Мария Руднева.
Обязательная черта таких историй — обстоятельства, в которых оказывается героиня, попав в новый мир, они выгодно отличаются от тех, что были дома. И даже если в новом теле героине предстоит вынужденный брак, то будущим мужем обязательно окажется мускулистый красавец со сверхъестественными способностями.
«В ромфанте попаданка — это чаще всего девушка из нашего мира, у которой тут не ладятся жизнь, карьера и отношения. Из-за магии она переносится в другой мир и оказывается втянута в неприятности. В „Университете Специальных Чар“ Милены Завойчинской девушки из разных миров меняются друг с другом телами», — рассказывает Мария Руднева.
Кстати, героине этого цикла повезло меньше, чем другим попаданкам. Вместе с чужим телом и памятью она получила еще и младенца, о котором необходимо заботиться. Так что даже в таком предсказуемом на первый взгляд жанре всегда хватит сюрпризов для читателей. И именно в те моменты, когда авторы берутся ломать проверенные временем клише, начинается настоящая магия.
Мировые продажи романов Дианы Гэблдон из цикла «Чужестранка» преодолели отметку в 50 миллионов экземпляров еще в 2021 году. А его экранизация спровоцировала туристический бум в Шотландии. А ведь это тоже старая добрая история о попаданке, но с уникальным авторским взглядом.
Начнем с того, что ее героиня Клэр Рэндолл, прослужив медсестрой всю Вторую мировую войну, наконец дождалась мирных времен. Вместе с мужем Фрэнком она отправляется в романтическую поездку по Шотландии. И пока супруг-историк роется в архивах в поисках информации о своем влиятельном предке, она наслаждается местными красотами. В отличие от других попаданок, героиня переносится в прошлое — во времена Восстания якобитов — в момент наивысшего счастья и надежд на спокойную жизнь с любимым.
Главные суперспособности Клэр — это хладнокровие и медицинские навыки. Она способна работать в полевых условиях и с минимальным набором средств, разбирается в лечебных травах и снадобьях. Благодаря этому она и завоевывает расположение отряда шотландцев, среди которых обаятельный Джейми Фрэзер.
Появление гостьи из будущего по идее должно повлиять на ход истории. Вот только Клэр мало интересовалась Восстанием якобитов, а лекции мужа пропускала мимо ушей, что впоследствии не раз подведет ее. Ведь главным врагом шотландцев окажется Черный Джек Рэндолл, тот самый предок Фрэнка.
Циклы Евгении Сафоновой «Риджийский гамбит» и «Некроманс» входят в число лучших историй отечественного Young Adult. По ним готовят косплей, пишут фанфики, рисуют арты и активно цитируют любимых героев. Что интересно, «Риджийский гамбит» появился как попытка высмеять распространенные клише романтического фэнтези о попаданцах.
«Вместо типичного пути героя (победить зло, освободить сказочный мир от Темного Властелина и т. д.) у нас все больше заигрываний с набившей оскомину формулой. Попаданцы в злодеев, например. Моя Снежка в „Риджийском гамбите“ не вселяется в тело злодейки, как это часто теперь бывает, но попадает к тем, кого в другой вселенной считают местным мировым злом», — рассказывает Евгения Сафонова.
Снежка — шахматный гений, ироничная и рациональная особа — внезапно переносится в другой мир. Здесь действует магия, причем именно попаданцам зачастую достаются самые сильные способности. Вот только у Снежки их совсем нет, что не мешает девушке добиться уважения и влияния в местном обществе за счет своего интеллекта.
Героине дилогии «Некроманс» Еве повезло еще меньше. Едва попав в новый мир, она получает выстрел из арбалета и погибает. Девушку находит и воскресает местный некромант, который намерен использовать ее силы в своих целях. Без его магии она погибнет окончательно, а значит, Еве нужно найти способ освободиться или договориться с заносчивым и холодным типом.
«Когда я дописала „Риджийский гамбит“, я понимала, что в этом мире еще есть неизведанные страны и нерассказанные истории, но не знала, какие именно. А вот когда в мою голову влетела идея „девочка-Избранная попадает в волшебную страну, но Злая Королева тут же убивает ее“, у меня и родилась та самая история. И я поняла, в какой стране она может разворачиваться — в соседней с Риджией Керфи, которая в „Риджийском гамбите“ только упоминалась. Я тогда уже подозревала, что в Керфи властвуют некроманты, но мне доставило большое удовольствие расписывать культуру этой страны, где смерть для людей — добрый друг, а не враг», — говорит Евгения Сафонова.
Новые героини-попаданки часто и не думают о том, чтобы сбежать в другой мир, ведь собственная жизнь их очень даже устраивает. Как, например, Сон Йонг из романа Ксении Хан «Дракон в свете луны». У нее роман с симпатичным коллегой, который вот-вот перерастет в нечто большее. Но вместо предложения руки и сердца девушка получает «путевку» в Чосон XVI века.
Чтобы это удивительное перемещение не стало для нее путешествием в один конец, Сон Йонг предстоит выжить в месте, где действует магия, обитают мифические чудовища и идет противостояние корейских и японских войск. Это смертельно опасное приключение позволит героине разобраться в себе и понять, чего на самом деле она хочет от жизни.
Роман, как и вся трилогия, — настоящий подарок любителям не только тропа о попаданцах, но и дорам. А еще возможность узнать о прошлом Кореи, ведь события книги вдохновлены реальными историческими событиями.
В романе Антонины Крейн «Улыбнись мне, Артур Эдинброг» искусствоведка Виолетта вместо своего кота переносится в фантастический мир Гало и становится фамильяром молодого заносчивого ученого. Очень скоро она понимает, что место, где она оказалась, находится на грани катастрофы и все надежды на спасение возложены на плечи ее хозяина.
«Я начала писать роман в достаточно сложный период своей жизни: проблемы были везде — и в творческой самореализации в том числе. Поэтому я села за книгу с твердым намерением отдохнуть: писать так, чтобы самой в процессе улыбаться, чувствовать легкость и ненавязчивость происходящего. Именно поэтому я сделала главную героиню попаданкой: на мой взгляд, этот троп — это просто чит-код для писателя. Нет ничего проще, чем писать о попаданцах!
Ведь, во-первых, ты вместе с героем изучаешь новый мир — и это по умолчанию органично ложится на сюжет: герой и читатель находятся в равных условиях, узнают все вместе и последовательно. Так, моя героиня Виолетта очень любознательная, и мы с ней с удовольствием знакомились с атмосферным кампусом старейшего университета Форван. Более того, я как автор тоже сочиняла все это прямо в процессе, что дало мне и книге поразительное праздничное настроение.
Во-вторых, ты абсолютно свободен в лексике и аллюзиях. Для меня это особенно приятно, ведь я обожаю отсылки! И в „Артуре“ я оторвалась на полную катушку, позволив себе свободно упоминать все, что хочется: от интересных фактов из истории искусства и философских доктрин до модных приемов. С тем массивом информации, который дает тебе герой-землянин, шутить, описывать что-то, объяснять магические принципы и так далее — невероятно легко и приятно. Ты просто пишешь как хочешь, позволяя знаниям свободно литься из головы: без необходимости адаптировать каждый факт под лор своего мира. В общем, для меня троп попаданца — это в первую очередь про легкость и свободу самого автора», — делится Антонина Крейн.
Попаданцы, однажды покорив мир, продолжают уверенно удерживать свои позиции. Исекай — один из самых популярных жанров манги. Достаточно вспомнить недавнюю российскую премьеру OEL-манги «Начало после конца». А многие хиты китайских и корейских новелл как раз рассказывают о перемещении в другой мир. Часто это даже не прошлое или какая-то сказочная страна, а игра, визуальная новелла или роман.
«Для новелл, как китайских, так и корейских, например, довольно-таки характерен троп с попаданцами. Герой попадает в историю и оказывается либо в теле злодея, либо же, наоборот, злодей перерождается и оказывается в теле положительного персонажа. Суть примерно одинаковая — главный герой должен подчиняться законам „Системы“, при этом стараться выжить и все-таки каким-то образом попытаться искупить грехи, совершенные тем персонажем, в теле которого оказывается герой», — рассказывает Александра, автор популярного телеграм-канала « Alex Shar и ее китайцы».
Именно в этом жанре написан дебютный роман Мосян Тунсю «Система „Спаси-себя-сам“ для главного злодея». Главного героя настолько возмутила концовка любимой новеллы, что он буквально не смог ее пережить, а потом возродился внутри истории в качестве негодяя Шэнь Цинцю. Злодей, который целенаправленно издевался над своим учеником, в результате погиб от его руки. Чтобы этого не произошло, надо поскорее исправиться, вот только «Система» не позволяет в одночасье стать хорошим, а значит, придется действовать обходными путями.
«Для читателя этот троп интересен тем, что дает возможность буквально самому представить, а что было бы, если бы я оказался на месте этого героя. Что было бы, если бы я стал тем самым попаданцем и оказался в этой истории, как бы в этом случае поступил. Многие хотели бы оказаться на месте героев любимых историй, а в таких новеллах как раз-таки и показывается возможность данной ситуации, что, разумеется, не может не привлекать», — делится Александра.
В таких условиях главный герой проходит извилистый путь самосовершенствования — а это ключевой мотив многих популярных тайтлов. В китайских новеллах также особое внимание уделяется не только главным, но и второстепенным персонажам, и в процессе повествования многие из них раскрываются с неожиданной стороны. Более того, проходя квесты и выполняя задачи, которые предлагает игра, главный герой обязательно узнает нечто, что способно перевернуть с ног на голову его представление об этом мире.
«Азиаты, как мне кажется, даже раньше западных творцов начинают экспериментировать с формулой и выворачивать ее наизнанку. На азиатском рынке появляется некий тренд, который набивает всем оскомину, и через некоторое время куча смельчаков ломает формулу об колено всеми возможными способами. Их попаданцы перемещаются в тела злодеев вместо благородных героев, оказываются запертыми во временных петлях, становятся всего-навсего фамильярами капризных волшебниц, превращаются в слизь... Мне очень близко по духу такое заигрывание с надоевшими шаблонами, я сама часто создаю свои романы от противного, беря за основу некий раздражающий меня популярный троп. И в том числе за это я в свое время полюбила и аниме, и мангу, и „Систему“», — говорит Евгения Сафонова.
Одним словом, куда бы ни занесло попаданцев, они найдут на свою голову такие приключения, что этот троп еще не раз удивит читателей.
На книги о попаданцах действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.