Граф Дракула, Ганнибал Лектер и другие обаятельные подонки
Вы когда-нибудь замечали, что антагонисты в книгах и фильмах бывают вполне симпатичными и нам сложно их ненавидеть? Злодеев с хорошо проработанными характерами просто невозможно загнать в узкие рамки отрицательного персонажа, поскольку они все-время норовят оттуда вырваться. Мы собрали пять примеров таких обаятельных подонков.
Впервые в литературе Дракула появился даже не на страницах романа Брэма Стокера. Существует древнерусская повесть «Сказание о Дракуле Воеводе», где будущий вампир представлен как кровожадный, но справедливый (sic!) правитель. Стокер же взял имя исторического персонажа, народные легенды о мертвецах-кровососах, действительно популярные в Румынии и соседних регионах, и придал всему этому аристократический лоск.
Конечно, романный Дракула тот еще мерзавец: он жрет детей, пьет кровь юных девушек, ни за что ни про что превращает людей в своих пленников. Однако Стокер сумел так эстетизировать этого злодея, что Дракула, в отличие от остальных персонажей романа, превратился в галантного, красивого и очень опасного героя. Таинственный (живет в одиноком горном замке, связан с миром живых и миром мертвых), эротизм (кусает девушек именно в шею) и манеры делают графа Дракулу желанным персонажем различных литературных и киноадаптаций.
Вообще-то Воланд — дьявол, и уже этим все сказано. Но что-то мешает поклонникам «Мастера и Маргариты» его ненавидеть. В нем симпатично все: и «немецкая» внешность, и его меткие замечания, и поступки.
Булгаковский дьявол выступает в роли уравновешивающей силы на весах мироздания:
«Не будешь ли ты так добр, — говорит он Левию Матвею, — подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое, из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».
«Мастер и Маргарита»
Однако если нужно, сатана сам готов выйти из тени и для разнообразия сотворить доброе дело. Воланд наказывает тех, кто этого заслуживает, и помогает Маргарите и Мастеру, пусть и не обрести «вечное блаженство», но хотя бы добиться «покоя» и жизни вдвоем.
Чудовище — главный антагонист романа Мэри Шелли. Не зря в массовой культуре прижился образ, созданный на киноэкране актером Борисом Карлоффом: безмозглое уродливое существо, готовое бездумно убивать всех подряд. Но если вы читали роман, вы, конечно, знаете, что творение Виктора Франкенштейна обладало не только разумом, но и чувствительной душой и совестью. Его неопытное сердце сразу же столкнулось с ненавистью, сам Виктор испугался, увидев его живым, и оставил Чудовище прозябать в жестоком мире:
«На него невозможно было смотреть без содрогания. Никакая мумия, возвращенная к жизни, не могла быть ужаснее этого чудовища. Я видел своё творение неоконченным; оно и тогда было уродливо; но когда его суставы и мускулы пришли в движение, получилось нечто более страшное, чем все вымыслы Данте».
«Франкенштейн, или Современный Прометей»
Убийства, совершенные героем — этически оправданы, более того, он сам корит себя за совершенное, и намерен избавить мир от зла в собственном лице. В итоге Чудовище оказывается не злодеем, а главным страдальцем романа.
Серийный убийца и каннибал, казалось бы, не имеет никаких шансов вызвать симпатию у публики. Но только не доктор Лектер. Культурно развитый, очень образованный психиатр с утонченными манерами чем-то похож на Дракулу: эдакий аристократичный злодей. В романе «Ганнибал: Восхождение» Томас Харрис подробно описал причины психического расстройства героя. Все дело в том, что солдаты СС убили и съели его младшую сестру, и с тех пор чудом выживший мальчик одержим жаждой мести. И это не оправдывает персонажа, но позволяет лучше его понять.
Как кажется, у Томаса Харриса тоже сложное отношение к своему герою. Он подробно описывает его деяния, не скупясь на жуткие подробности, но оставляет на свободе.
Еще один герой со сложным детством и «оправданными» злодеяниями. Племя Песчаного народа Энакин Скайуокер истребил в отместку за смерть матери, безоружного Графа Дуку убил по приказу канцлера Палпатина, а познать Темную сторону Силы его вынудил страх за жизнь жены. В итоге Энакин был полностью поглощен злом и превратился в Дарта Вейдера. Однако счастливые воспоминания о жизни с Падме не дали умереть светлой части его души.
Эта часть дала о себе знать в фильме «Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая», когда Вейдер в страхе за жизнь сына убил Палпатина, но и сам оказался смертельно ранен. За несколько мгновений до кончины он, наконец, дает волю Светлой стороне силы внутри него, и умирает, снова став Энакином Скайуокером.