Лайфхаки и советы логопеда и психолога, которые помогут детям говорить красиво и правильно
Богатая и разнообразная речь ребенка — залог его успеха в будущем. Об этом говорят исследования российских и американских специалистов, в которых отмечается, что раннее развитие речи позволяет детям легче адаптироваться в школе и лучше усваивать материал.
Педагог и логопед с 20-летним стажем Елена Янушко разработала собственную развивающую методику. Мы выбрали из нее простые и эффективные игры и задания, с которыми ребенок рано произнесет свои первые слова и будет говорить красиво и грамотно.
Развитие речи малыша — непрерывный процесс. Оно начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда тот слышит голоса родителей. Малыш реагирует на слова мамы и папы улыбкой и мимикой, потом гулением — это так называемый довербальный период. Конечно, момент, когда ребенок произнесет свои первые слова, зависит от многих факторов. Но чем активнее мама и папа будут удовлетворять потребность младенца в общении, тем выше вероятность, что он наступит раньше.
«Наиболее чувствительный период для развития речи — от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития», — отмечает Елена Янушко в своей книге «Помогите малышу заговорить».
Цель самых первых занятий с малышом — просто разговорить его, сделать так, чтобы он не боялся произносить звуки и слоги. С самыми маленькими в ход идет звукоподражание: родитель показывает паровоз на картинке и говорит «ту-ту», показывает кошку и говорит «мяу», призывая малыша повторить за ним. Постепенно от звукоподражания можно переходить к словам, а от них — к простым фразам из двух-трех слов. Например, «котенок играет».
«Помните, что на начальном этапе развития речи ребенка его ответы надо принимать в любом виде, даже если слова звучат нечетко, искаженно. Сначала главная задача: добиться, чтобы ребенок больше говорил. Четкость и правильность речи — задачи следующих этапов занятий», — отмечает Елена Янушко в одной из своих книг.
Больше заданий с иллюстрациями и советами родителям можно найти в книге «Развитие речи. Первые занятия для малышей».
Можно выделить два больших направления в речевом развитии ребенка. Первое — это свободное общение с ним.
«Очень советую отнестись к беседам с ребенком серьезно — не игнорируйте вопросы, старайтесь отвечать компетентно и полно, развивайте беседу с помощью наводящих вопросов, вместе с ребенком найдите новую информацию по данной теме (в книгах, в интернете). Помните, что такие беседы наравне с обучающими занятиями по развитию речи попадают в интеллектуально-речевую копилку ребенка, и накопленными знаниями он будет пользоваться всю последующую жизнь», — рассказывает Елена Янушко.
Второе направление — занятия с использованием специальных методик и пособий по развитию речи. Из всего многообразия методик лучше выбрать одну и следовать ей, при желании добавляя задания из других. Главное, чтобы она была научно обоснована и проверена временем.
«Время, которое вы можете уделить таким занятиям, можно гибко регулировать, учитывая ваши возможности, уровень развития ребенка, его образовательные потребности. Но можно обозначить минимум — два раза в неделю по полчаса», — объясняет Елена Янушко.
Также Елена рекомендует грамотно подойти к созданию домашней библиотеки ребенка, подобрав туда интересные книги, полезные энциклопедии и справочники, которые будут под рукой у малыша, чтобы он мог использовать их в любой момент.
Большой плюс самостоятельной работы по развитию речи у малыша — ее без проблем можно встроить в повседневную жизнь. Если вам сложно выкроить полчаса для занятий или ребенок — тот еще непоседа, можно заниматься во время прогулки, по пути в детский сад или магазин.
«Общаясь в пути или во время ожидания в очереди, мы можем дать ребенку много полезных сведений об окружающем мире, не умозрительных, а полученных из реальности. Темы таких бесед могут возникнуть спонтанно, либо же вы можете предложить какую-либо тему для повторения», — говорит Елена Янушко.
1. Пересказ истории по картинке из книги (для детей от 3 лет)
Рассказ по серии картинок — полезное упражнение, тренирующее память и внимательность и помогающее пополнить словарный запас. Для начала можно взять серию из двух картинок, на которых развивается простейший сюжет. Сначала взрослый читает ребенку тексты к картинкам и вместе с малышом внимательно рассматривает иллюстрации, а затем с помощью наводящих вопросов помогает ему пересказать увиденное и услышанное своими словами. Уровень требований к пересказу можно повышать постепенно: сначала ограничиться одним предложением к картинке, в дальнейшем — несколькими предложениями. Детям постарше можно предложить продолжить рассказ. Примеры таких картинок можно найти в книге Елены Янушко «Развитие речи. Первые занятия для малышей».
2. Умные беседы «Все такое...» (для детей от 4 лет)
Умные беседы — простой и эффективный инструмент для всестороннего развития ребенка. С их помощью можно увеличить словарный запас, научить дошкольника рассуждать и мыслить, расширить его кругозор и просто качественно провести время. Они предполагают полноценный диалог взрослого и ребенка.
Если вдруг вам сложно придумать тему для разговора, можно придерживаться одного из готовых сценариев. Например, беседа «Все такое белое». Для начала вы рассказываете о стране, в которой все белым-бело, а в ней живут полярная сова, белый песец и белый медведь. А дальше можно предложить ребенку порассуждать, в какое время года много белого, или перечислить белую еду (молоко, творог, зефир) и обсудить вкусовые предпочтения. В книге Елены Янушко «Интеллектуально-речевые занятия с дошкольниками» собрано 50 таких тем об окружающем мире для детей 4-6 лет.
3. Загадки-описания (для детей от 4 лет)
Загадка-описание — перечисление важных особенностей и характерных деталей предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Например: «Он живет в океане. Он огромный — самый большой на земле. Кто это?» (кит). Или: «Он стоит в комнате. У него четыре ноги. Что это?» (стол). Такая угадайка интересна и увлекательна для детей.
Сначала можно давать ребенку более подробные описания, потом усложнять задание, оставляя одну-две характеристики. А дети постарше могут сами придумывать загадки для родителя. Примеры таких и других видов загадок можно найти в книге «Интеллектуально-речевые занятия с дошкольниками».
4. «Найди второе слово» (игра на поиск синонимов)
Знакомство с синонимами и антонимами позволяет обогатить словарный запас, а заодно показывает ребенку, каким гибким и разнообразным может быть родной язык. Отличное упражнение на синонимы — «найди второе слово», его можно отыскать в книге «Годовой курс развивающих занятий для детей от 4 до 5 лет». С ним ребенку предлагается изучить картинки, послушать слова в столбиках и указать, к каким предметам и рисункам они относятся. Так они поймут, что великана можно назвать гигантом, продукты — пищей или едой. Такое упражнение можно практиковать не только со специальными пособиями, но и с любой книжкой с картинками.