Как заниматься с ребенком с помощью одной книги 7 лет
Внимательные родители знают, что книги, которые читают дети, обязательно должны соответствовать возрасту. Даже универсальные сказки можно разделить на группы: те, что понравятся младшему школьнику, скорее всего, будут неинтересны и непонятны годовалому малютке.
«Мельтешащие» книги, или виммельбухи, — новое направление в развивающей литературе. Они состоят из хорошо прорисованных картинок и почти не содержат текста. Это делает их самыми «долгоиграющими» гостями на детской полке: правильный виммельбух можно использовать для обучения и развлечения с первых месяцев жизни до первого класса.
Как это сделать и какими текстами лучше дополнить красочное издание? Рассказываем на примере «Большой книги о природе» с иллюстрациями Кристины Хенкель.
Педагоги и психологи рекомендуют с первых месяцев жизни читать ребенку и как можно больше времени уделять общению с ним. Для того, чтобы помочь малышу перейти от гуления к лепету и первым облегченным словам («ав-ав» — «собака», «би-би» — «машина» и т. д.), можно использовать потешки и песенки, проговаривая эти нехитрые тексты во время купания, массажа, прогулки или перед сном, постепенно привлекая внимание ребенка к тому, что он видит вокруг. К 6-9 месяцам он уже сможет в течение нескольких минут рассматривать иллюстрации, в то время как взрослый показывает и рассказывает, где на них спрятались «котик» и «месяц». Главное на этом этапе — не переусердствовать и не продолжать «игру с картинками», если она надоела малышу или он устал.
Иллюстрация из «Большой книги о природе»
В 1-2 года развитие моторики позволяет большинству детей листать книги с плотными страницами, а начинать воспитывать в ребенке любовь ко всему живому лучше всего в это же самое время. Виммельбух о природе становится идеальным пособием для этого возраста.
Попросите ребенка показать на картинках те объекты, которые вы назовете. Расскажите небольшую историю о том, что произошло в лесу, огороде или на морском дне, и пусть он ответит по содержанию вашего рассказа на вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто» и «что». Вместе ищите на иллюстрациях животных и растения одного цвета или размера. А когда начнется возраст «почемучек», обязательно отвечайте на все вопросы, пользуясь подсказками для родителей, которые есть в самом виммельбухе, или энциклопедиями для самых маленьких.
К 4-5 годам можно попросить ребенка самостоятельно сочинять истории по картинкам, на которых есть намеки на какой-то сюжет. А еще в этом возрасте можно смело давать задания на концентрацию внимания и целенаправленный поиск предмета, а также на распределение объектов по группам. Пятилетние дети уже неплохо справляются с этой задачей и отличают цветы от деревьев и кустарников, а птиц от зверей и насекомых.
Иллюстрация из «Большой книги о природе»
Предложите ребенку рассказать, что находится сверху и снизу, справа и слева, пересчитать всех лисят в лесу или объяснить, почему у белки кончик хвоста синего цвета. Все эти знания нужно обязательно использовать и проверять не только во время игры с виммельбухом, но и на улице, используя любую возможность выбраться с детьми на природу.
Попросите будущего первоклассника не только пересказать сюжет иллюстрации, но и предположить, что было раньше и чем все закончится. Позвольте ему самостоятельно найти отличия между двумя похожими объектами (например, детенышами одного животного или разными гнездами), тренируйтесь запоминать слова и картинки.
Напомните о разных временах года и частях суток, объясните, в чем разница между дикими и домашними, хищными и травоядными животными, перелетными и зимующими птицами. Поделитесь всем, что вы знаете о цветах, травах, деревьях, кустарниках и различных явлениях природы. Шестилетний ребенок тянется к знаниям: ему интересно, почему животные в Африке отличаются от обитателей Антарктиды и где находятся эти континенты. Кроме того, он уже достаточно взрослый, чтобы сопереживать другим и видеть красоту окружающего мира. Поэтому самое время обратить внимание на «следы» человека на страницах «Большой книги...» и поговорить о том, как люди вредят природе и что нужно делать, чтобы ее сохранить.