Экранизация одноименного романа Агаты Кристи
Интерес киношников к произведениям Агаты Кристи не ослабевает и в наши дни. В результате мы имеем множество фильмов и сериалов от различных студий. Последней нашумевшей картиной стало «Убийство в Восточном экспрессе» — неоднозначная, но от этого не менее успешная лента, вышедшая в 2017 году (о ней мы писали здесь).
2018-й также не оставил поклонников детективного жанра без экранизации — BBC представила на суд зрителей мини-сериал «Убийства по алфавиту». Это не первая попытка перенести сюжет одноименного романа на экран: в 1965 году Metro-Goldwyn-Mayer выпустила фильм с Тони Рэнделом в главной роли, а в 1992-м, уже в рамках сериала «Пуаро», по роману был снят эпизод с несравненным Дэвидом Суше. Чем же так примечательна новая экранизация? И насколько ее можно назвать «очередной»? Давайте разберемся.
В основе сюжета мини-сериала лежит история расследования жестокого преступления Эркюлем Пуаро. Серийный убийца отправляет детективу послания с сообщением о месте и времени очередного убийства и подписывается как «АВС». Возле трупов он оставляет справочники ABC Railway Guide. Пуаро и полиция каждый раз опаздывают, но вскоре убийца ошибается, и эта ошибка дает следователям шанс поймать его. А неожиданный твист в финале раскрывает имя настоящего преступника.
Сериал довольно близок к книге-первоисточнику, однако имеет ряд существенных отличий, влияющих на атмосферу и образы персонажей. Сюжет уместился в трех почти часовых сериях, которых оказалось достаточно, чтобы изложить историю, не сильно затягивая ее, но в тоже время оставив место для художественных импровизаций.
Пожалуй, главная особенность новой экранизации — выбор актера на роль бельгийского детектива. Эркюля Пуаро на экране воплотил Джон Малкович. Нужно признаться, это не самый очевидный выбор.
За актером закрепилось амплуа харизматичного злодея, и видеть его в роли бельгийского детектива непривычно, тем более, что и сам персонаж Кристи здесь подвергся глубоким внутренним изменениям. Это не ироничный и лукавый персонаж Дэвида Суше и не романтичный и патетичный герой Кеннета Брана. Образ Эркюля Пуаро у Джона Малковича во многом получился трагическим. В самом начале истории мы видим его потерянным, сомневающимся и забытым затворником, уставшим от жизни и хранящим некий секрет из прошлого. Но в процессе расследования герой меняется. Он будто возрождается, обретает уверенность и возвращает свое былое величие и гордость.
Вместо каноничных помощников Эркюля Пуаро — капитана Гастингса и старшего инспектора Джеппа — лицом полиции в этой экранизации выступает молодой, рьяный и излишне самоуверенный инспектор Кроум в исполнении Руперта Гринта, который не горит желанием сотрудничать с некогда всемирно известным детективом, подозревая его в обмане. Тем не менее их отношения значительно теплеют к финалу сериала. Руперт Гринт приятно удивил сменой своего амплуа: вместо прикрепившегося к нему после экранизаций «Гарри Поттера» образа английского простофили мы видим уверенного в себе, несколько сурового взрослого мужчину со своими взглядами на жизнь.
Последовательность действий в сериале такова, что зрителю с самого начала показывают подозреваемого в убийствах — коммивояжера Александра Бонапарта Каста. Его довольно убедительно сыграл Имон Фэррен, и это может сбить с толку. В результате действие становится зрелищнее и напряженнее, а финальный поворот может даже оказаться неожиданным, но только тем, кто не знаком с оригинальной историей.
Не удержались и от аллюзий на современность. Действующее в Англии фашистское движение и ненависть к беженцам и иностранцам, одним из которых как раз является Пуаро, заставили многих критиков увидеть отсылку к нынешней ситуации в Великобритании и даже к брекситу.
Изменился и общий фон историй о бельгийском сыщике. Создателям сериала удалось воссоздать на экране атмосферу 30-х годов XX века, но несмотря на общие теплые оттенки, присутствующие в кадре, она стала более реалистичной и в тоже время мистической. Легкость и некая карикатурность сменились мрачностью. Этому способствует и музыкальное сопровождение, которое не выделяется, но как бы оттеняет все происходящее.