Интервью с автором
Поздравляем с выходом новой книги! Расскажите, как появилась идея «Ариадны»?
Все началось с одного образа. Мне как-то представился таинственный город, похожий на дореволюционный Санкт-Петербург.
Небо там закрыто дымом, извергаемым тысячами фабрик, паровых локомобилей и гигантских самоходных машин. А высоко над этим дымным морем, на ажурных опорах стоят хрустальные дворцы знати. Я подумал, что в таком городе, без сомнения должны происходить самые таинственные преступления, а, значит, обязан в Петрополисе работать и сыщик, их раскрывающий. И раз город имеет настолько могучую промышленность, то пусть и детектив будет механическим. А вернее, это будет механическая сыщица с фарфоровым лицом и сияющими холодным огнем глазами.
Можете выделить главную проблематику романа «Ариадна Стим»? Можно ли за бездушной машиной разглядеть живое существо?
Главное, что я рассматриваю — это, конечно, взаимоотношения человека и подчиненной ему машины. А также попытки робота и человека понять друг друга.
Сыскная машина Ариадна С.Т.И.М. осознает себя, обладает высоким интеллектом, однако при этом вынуждена выполнять абсолютно все людские приказы. Ведь иначе ее просто пустят на запчасти. Сыщик Виктор Остроумов видит в Ариадне существо, равное себе. Но, может, он просто выдает желаемое за действительное? Ведь мы, люди, очень любим очеловечивать неживые предметы. Как человечество примет такие разумные механизмы? Сделает их равными себе или превратит в рабов?
А если отвечать на вопрос не серьезно, то есть люди которые разговаривают с кактусами во время их полива. Неужели они не испытают эмоций к разумному роботу, особенно если он будет выглядеть как человек?
Сколько прошло времени от возникновения задумки до публикации романа?
Самая первая задумка была еще летом 2017. В начале 2022 года тема уже просилась на бумагу, дальше не писать я не мог. В феврале взял билет в Санкт-Петербург и две недели гулял по зимнему городу. Я набирался впечатлений и ловил настроение его улиц — и много записывал. И сидя в кафе, и стоя во дворе завода Красный треугольник, и в ночных трамваях, и на набережной Невы.
Зимой 2023 проходила литературная мастерская Сергея Лукьяненко. Конкурс на участие был огромный, но «Ариадна» прошла. Мастерская стала для меня большой школой. Я понял сильные и слабые стороны текста и то как его надо развить — и без жалости выкинул половину написанного, а затем потратил еще треть года на полноценный роман. И результатом остался очень доволен.
С чем читатель может познакомиться, чтобы еще сильнее проникнуться вашей историей?
Из сериалов посоветую «Аркейн». Здесь и красота эпохи модерн, и фантастический промышленный город, борьба знати и низов, герои которым хочется сопереживать и невероятные паровые технологии.
Из игр — Arcanum. С нее в свое время и началось мое знакомство со стимпанком — жанром где магия может соседствовать с паровыми машинами. Из книг прежде всего посоветую «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля, а из нестареющей классики рекомендую фильм «Метрополис» Ланга, а также пьесу «Р.У.Р» Чапека и советский фильм 1935 года «Гибель сенсации».
Как много исторически достоверных вещей в романе?
Например, одно из расследований моих героев проходит на сахарном заводе. Изучив большое число документов начала двадцатого века, я точно описал и быт дореволюционных рабочих, и фабричные условия, и как производили сахар. Общая картина вышла ужасающая, но исторически верная.
Также я тщательно изучил работу сыскной полиции Российской империи. Конечно, пришлось ввести поправки — все же у меня фантастический мир. В целом, все мелкие детали, что можно было заимствовать или перенести из нашего прошлого в роман я перенес, и это очень здорово добавило «Ариадне» атмосферы.
Есть ли прототипы у персонажей в реальной жизни?
Нас всех создает наше окружение и обстоятельства, воспитание и уклад жизни. Если ваш друг всю жизнь прожил с вами на соседней улице, то глупо пытаться наряжать его в мундир сановника девятнадцатого века. Это разные люди, с разным воспитанием, мировоззрением и ценностями. Поэтому всех персонажей я предпочитаю придумывать с нуля. Да и разгуляться мне как автору тогда куда проще.
Чем вы занимаетесь, кроме писательства?
Больше всего в жизни мне нравится создавать что-то новое. Поэтому я еще и художник, у меня есть своя собственная художественная школа. Учить людей мне очень нравится, но больше всего я люблю создавать портреты — ведь человек, это самое прекрасное, что есть на земле.
В живописи у меня есть собственный художественный стиль, который я в шутку называю «магический соцреализм». Я вообще обожаю сталкивать несовместимые жанры, ведь на их стыке и происходят самые большие чудеса.
Картины я создаю с 2012 года. В тот год, я был очень подавлен отказом издательств в публикации нескольких моих ранних романов. Тогда я и решил навсегда завязать с писательством и перейти в другую стезю. Но, как оказалось не мы выбираем дороги, а дороги выбирают нас.