Жанр семейной хроники требует кропотливой писательской работы — как над собственным подчас крайне замысловатым сюжетом, так и с историческими источниками. Ведь все должно выглядеть достоверно. Именно так рождаются книги о сменяющих друг друга поколениях: реальность вокруг персонажей может меняться, но связь с предками никуда и никогда не пропадает.
В нашей подборке — главные семейные саги XX века от русских и зарубежных классиков.
Самый знаменитый образец жанра «Форсайты» принес автору не только всемирную славу, но и Нобелевскую премию по литературе в 1932 году. Голсуорси отличает особо отмеченное Шведской академией мастерство повествования, которое и позволило ему завоевать своего читателя — сопереживающего и внимательного.
Цикл рассказывает о нескольких поколениях семьи Форсайт, живших на рубеже XIX и XX веков. Среди многочисленных персонажей преобладают нувориши как характерные представители викторианской эпохи, с устоями которой во многом и спорит автор. Так, особенно трагично изображен несчастный брак (например, Сомса и Ирэн), основанный на материальном и духовном собственничестве.
Помимо книг «Собственник», «Последнее лето Форсайта», «В петле», «Пробуждение» и «Сдается внаем», перу Голсуорси принадлежат многие другие пьесы, рассказы и новеллы об этом семействе.
Немецкий классик XX века Томас Манн стал нобелевским лауреатом на три года раньше Голсуорси. Основанием для вручения премии также стала семейная хроника о жизни буржуазной семьи — а именно первый роман писателя, частично автобиографический. «Будденброки», опубликованные в 1901 году, описывают особенности родного для автора севера Германии и во многом повторяют историю семьи Манна — известного любекского купеческого рода.
Сложное мировоззрение Будденброков неразрывно связано с представлением о наследии: младшие герои вечно вынуждены сравнивать себя со старшими и поступать так, чтобы оставить наилучший след в своей долгой родословной. Томас Манн рассматривает путь семьи от расцвета фирмы до полного краха бизнеса и распада самого семейства, которое в конце концов оказывается в заложниках у последнего. Героям постоянно приходится делать выбор между счастьем и репутацией — как в коммерческих вопросах, так и в личных.
Габриэль Гарсиа Маркес — один из самых значимых испаноязычных писателей прошлого века, который наравне с Борхесом и Кортасаром познакомил европейского читателя с магическим реализмом. Ему удавалось видеть фантастическое в том, что другим покажется повседневным и тривиальным. Воспоминания о быте родного колумбийского городка легли в основу знаменитого романа «Сто лет одиночества», который другой известный латиноамериканский нобелиат, Варгас Льоса, описал как «литературное землетрясение».
Повествование о семье Буэндия начинается с рассказа о Хосе Аркадио — родоначальнике и основателе города Макондо, который и становится местом действия. В сложных и иногда невероятно длинных предложениях чувствуется влияние многих любимых писателей Маркеса — в частности, Джеймса Джойса: о любви к «Улиссу» он пишет и в своих мемуарах «Жить, чтобы рассказывать о жизни». В историю семи поколений одного семейства, Маркес вложил притчу практически обо всем человечестве, основанную на мифологии и вере в судьбу.
Несмотря на непростую историю публикации, которая сопровождалась обвинениями в плагиате, «Тихий Дон» Шолохова остается своего рода «Войной и миром» XX века. Молодой писатель, в 22 года завершивший работу над первым томом, создал роман-эпопею о хорошо знакомом ему быте донских казаков, вынужденных смириться с наступлением необратимых перемен.
Судьба главного персонажа, Григория Мелехова, позволяет осветить как историческую сторону эпопеи, так и традиции станицы Вешенской. «Тихая» довоенная жизнь оказывается на самом деле не такой уж спокойной. Впоследствии Дон оказывается одним из центров революционных событий, которые приносят в родной хутор Мелеховых раздоры и потери.
Василий Аксенов родился незадолго до начала сталинских репрессий и вслед за родителями оказался одной из их жертв: мать писателя Евгения Гинзбург, арестованная в 1937 году, в автобиографическом «Крутом маршруте» рассказывает о долгожданной встрече с сыном спустя 10 лет лагерей. В 1992 году Аксенов завершил работу над «Московской сагой» — хроникой самых болезненных для русских интеллигентов лет.
Трилогия, в которую входят «Поколение зимы», «Война и тюрьма» и «Тюрьма и мир», охватывает период с конца Гражданской войны до смерти Сталина. На фоне бурно строящегося нового государства представители семейства Градовых пытаются оставаться собой, но бесконечно подвергаются влиянию роковых обстоятельств — арестов, войны и необходимости страшного выбора.