5 музейных историй о незавершенном романе Пушкина
В сентябре в Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка «Я Дубровский», приуроченная к 220-летнему юбилею великого русского поэта. В этот раз в залах на Пречистенке оказались собраны раритеты, прибывшие из десятка музеев, архивов и библиотек России, а также из частных коллекций.
О том, как создатели проекта понимают авторский замысел знаменитого романа и что позволяет посетителям музея полностью погрузиться в контекст пушкинской эпохи, рассказывает Сергей Аверьянов.
«Дубровский» — если не самый первый, то точно самый известный разбойничий роман из написанных на русском языке. Считается, что толчком к возникновению этого жанра в мировой литературе стала драма Фридриха Шиллера «Разбойники» 1780 года, а к началу XIX века таких произведений стало значительно больше.
Архетип благородного разбойника появлялся в работах Вальтера Скотта («Роб Рой», «Айвенго»), Шарля Нодье («Жан Сбогар»), Виктора Гюго («Ган Исландец»), Кристиана Вульпиуса («Ринальдо Ринальдини») и многих других иностранных авторов. Отечественное издание Вульпиуса выходило частями в 1802-1803 годах и было хорошо знакомо Пушкину и его читателям. Не случайно в тексте романа «Дубровский» князь Верейский в разговоре с Троекуровым за глаза называет Владимира Дубровского «наш Ринальдо».
Имя главного героя в названии — тоже дань традиции «разбойничьего» жанра. Правда, ни закончить, ни озаглавить свой роман классик не успел: это сделали издатели Илья Глазунов и Матвей Заикин. «Дубровский» был впервые опубликован в 1841 году в 10-м дополнительном томе собрания сочинений Пушкина. Этот том вместе с некоторыми произведениями зарубежных современников Александра Сергеевича представлен в экспозиции музея. Воссозданы и детали обстановки лагеря разбойников: от походной кровати Дубровского до маленькой пушки.
Замысел романа возник под впечатлением от истории, рассказанной Пушкину Павлом Нащокиным, с которым он сдружился в последние годы жизни. Павел Воинович своими глазами видел в остроге белорусского дворянина Островского, который, потеряв в судебном споре с соседом свое имение, сколотил из крестьян банду и предавался разбою, пока не был схвачен и заключен под стражу. В ранних набросках Пушкин именовал героя своего романа Островским, но позднее заменил фамилию. Он также включил во вторую главу реальный вердикт по делу между некими подполковником Крюковым и поручиком Муратовым. Копию судебного решения писатель вложил в рукопись, не переписывая, а только поменяв имена и звания.
На выставке «Я Дубровский» представлено несколько любопытных свидетельств эпохи. Это запись в переписной книге Пусторжевского уезда о существовании реального человека по фамилии Дубровский, указ императора Александра I Сенату о приговоре по делу о сопротивлении полиции дворовых людей помещика Левшина и «верющее письмо» — говоря современным языком, доверенность Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, на село Болдино, датированная 1822 годом.
Эта торжественная песнь, исполняемая Троекуровым в минуты волнения, была написана поэтом Гавриилом Державиным на взятие солдатами Суворова османской крепости Измаил. Стихи, положенные на музыку Осипа Козловского, были впервые исполнены в 1791-м в присутствии императрицы на грандиозном праздновании в Санкт-Петербурге. Там же мог оказаться и Кирила Петрович: в раннем варианте рукописи Пушкин отмечал, что тот был «родственником княгини Дашковой», ближайшей сподвижницы Екатерины II.
В отличие от своего старинного приятеля, в одночасье ставшего заклятым врагом, Дубровский-старший карьеры не сделал и ушел в отставку гвардии поручиком. Вероятно, авторская ремарка о том, что для похорон его «одели в мундир, сшитый еще в 1797 году», — отсылка к году восшествия на престол Павла I, чей приход к власти привел к реформированию русской армии на прусский манер.
В части экспозиции, посвященной воинскому прошлому Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, представлены подлинные бумаги XVIII века: подписанный Екатериной II офицерский патент, «Табель о рангах», воинский устав павловского времени и издание с текстом гимна «Гром победы, раздавайся!»
Главного героя автор впервые показывает молодым офицером на съемной квартире в Петербурге, где тот получает письмо о болезни отца. Хотя в «Дубровском» Пушкин не дает описаний обстановки, окружающей персонажей, на выставке воспроизведен вероятный интерьер квартиры холостого военного: холодное оружие, курительные трубки, диван, канделябры, фужеры для вина, ломберный стол с колодой карт, мелками и щеточкой для стирания записей.
По тексту романа Владимир Дубровский окончил элитное военное училище — Кадетский корпус. Поэтому среди экспонатов имеются Устав корпуса 1766 года и похвальное свидетельство кадета за успехи в обучении. Есть здесь и паспорт военнослужащего Лейб-гвардии Семеновского полка на годичный отпуск по семейным обстоятельствам — вроде того, что через три дня после печального известия получил Дубровский-младший.
Когда Владимир Андреевич появляется в имении Троекурова под видом учителя-француза, Пушкин вооружает его карманным пистолетом, с помощью которого тот убивает медведя во время жестокой шутки хозяина дома. Из такого же пистолета Дубровского потом ранит князь Верейский. Несколько миниатюрных образцов оружия того времени представлено на выставке.
В одном из залов музея воссоздана комната Маши Троекуровой с роялем, секретером и книжным шкафом, наполненным любовными романами. Рядом — множество предметов, которыми пользовались женщины ее круга: веера, опахала, портбукеты, шкатулки, вышитые бисером кошельки и сумочки, а также различные украшения. Особое место занимает свадебный костюм начала XIX века: подвенечное платье невесты, фрак и жилет жениха, брачные венцы. А среди документальных реликвий выделяется оригинал рядной записи приданого Наталии Николаевны Гончаровой — невесты Александра Сергеевича.
Об этом мало кто знает, но Пушкин рассматривал разные варианты развития отношений Владимира и Маши. В одном из черновиков обозначено, что они должны были бежать вместе во время праздника в имении Троекуровых и, видимо, заключить тайный брак. Однако в общеизвестной версии романа этого не случилось, и решающее объяснение Маши («Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского...») почти слово в слово повторяет в прозе стихотворную отповедь Татьяны в «Евгении Онегине» («Но я другому отдана; Я буду век ему верна»).
Другие подробности из истории романа «Дубровский» и жизни его автора можно узнать на выставке, которая проходит в Государственном музее А. С. Пушкина до 18 мая 2020 года. Узнайте больше о выставках, проходящих в московских музеях, на сайте МОСГОРТУР!