И жив ли этот прием в 21 веке
Понятие романа-потока сознания возникло в ХХ веке. Сосредоточенность на ментальной жизни персонажа, его размышления, переживания, бесконечные беседы с самим собой и отсутствие сложного сюжета — вот главные составляющие этого приема. Отказываясь от традиционного повествования, с привычной пунктуацией и структурированными диалогами, авторы таких книг стремились показать читателю ход мыслей главного героя, тем самым вынуждая своего персонажа на полную откровенность и даже беззащитность. А предельная честность всегда особенно импонирует. Яркий пример — Джеймс Джойс и его «Улисс». В этом внушительном произведении внутренний монолог стал основой.
Удивительный прием перекочевал и в нынешнее столетие. В нашем материале рассказываем о самых новых романах, написанных по заветам мастеров жанра.
Театральный режиссер Амма рассказывает о своей жизни в Британии, искусно вплетая в повествование истории многочисленных знакомых и подруг. Героиням от 12 до 93 лет. Все они так или иначе принадлежат к африканской диаспоре. Они влюбляются, творят, вспоминают о прошлом, рожают детей, осознают свою гендерную и социальную идентичность, размышляют о смерти, пытаются понять мир и себя в нем.
Шаг за шагом из калейдоскопа случайных картинок возникают не только образы всех двенадцати женщин, но и общая мозаика жизни чернокожих в современной Европе.
Автор сознательно пренебрегает пунктуацией и традиционной формой повествования. Мысли и диалоги, воспоминания и мечты о будущем переплетаются здесь в плотный клубок из слов и междометий, точных замечаний и незаконченных фраз.
Книга «Девушка, женщина, иная» стала восьмой в библиографии Бернадин Эваристо, британской писательницы с нигерийскими корнями. Этот роман сделал ее первой чернокожей женщиной, получившей Букеровскую премию.
В «Трилогии» состоит из трех коротких повестей, каждая из которых умещает в себе разные периоды жизни главных героев. В первой части юные Асле и Алиде в поисках ночлега бродят по промозглому норвежскому городку. Будто во сне молодые люди совершают преступления одно за другим. Вторая история, «Сны Улава», ведется от лица молодого человека, которого не только успели поймать, но и казнить за содеянное. Теперь в загробном мире у него есть возможность хорошенько поразмыслить о своих прегрешениях. В «Вечерней связи» говорится о дальнейшей участи подруги убийцы, юной матери и вдовы.
Точно так же, как бежит без пауз и запятых человеческая мысль, перескакивая с одной темы на другую, ведет историю и Фоссе. Писатель предпочитает короткие фразы, минимум пунктуации, бессвязность повествования и неясный сюжет, будто бы оставляя читателю возможность самому погрузиться в пространство домыслов и внутренних монологов.
Филолог по образованию, этот автор всегда с особенным тщанием подходит к работе над своими текстами. Не раз в интервью Фоссе заявлял, что порой художественный слог увлекает его куда больше, чем захватывающий сюжет и неожиданные повороты. Благодаря необычному способу изложения и определенному ритму, прозаические тексты норвежца похожи на стихотворения.
Сюжет «Молочника» сосредоточен на положении женщины в мире войн, агрессии и насилия. Как девушке защититься от домогательств, травли и осуждения, скрыть от настырных глаз частную жизнь? Героине романа, Средней сестре, восемнадцать лет. Она ведет обычную жизнь, занимается бегом и не любит политику. Но девушку начинает преследовать загадочный мужчина, Молочник, который, судя по слухам, женат, да еще и служит офицером Ирландской республиканской армии.
Навязчивое присутствие Молочника становится поводом для сплетен и пересудов. А переживания самой Средней сестры вызывают еще большую агрессию — ведь молчаливый поклонник не склонен к физическому насилию, и девушка в конце концов почти добровольно соглашается на связь с ним. Так о чем же плакать? Так, сама того не желая, Средняя сестра оказывается одна против разгневанной толпы — ведь своим поведением она поставила под сомнение традиционный уклад жизни, где женщина может только подчиняться мужчине.
В своем произведении Бернс сознательно отказывается от имен и фамилий, награждая своих героев прозвищами. В «Молочнике» почти отсутствует деление текста на абзацы. История вырисовывается из размышлений Средней сестры, которые то ускоряют свой ритм, то замедляют ход в зависимости от того, что происходит в жизни девушки.
Целых четыре раза рукопись Анны Бернс была отвергнута издателями, прежде чем книге удалось попасть в печать, а потом и завоевать Букер-2018.