Рассказываем о биографии известного писателя
Михаил Шолохов был, пожалуй, одной из самых неоднозначных фигур в русской литературе XX века. Писатель, в чьем авторстве долго сомневались, лауреат Нобелевской премии, продвинутый советской властью, и вместе с тем — талантливый человек с собственной позицией и уникальным образом мыслей. Мы не станем в очередной раз доказывать, что «Тихий Дон» написал именно Шолохов, а обратимся к другим фактам из жизни литератора.
Юность Михаила Шолохова была полна странных событий и приключений. В 1920 году будущий писатель вместе с продотрядом, в котором служил, попал в плен к Махно. Шолохову тогда было всего пятнадцать, и он был уверен, что его расстреляют. Второй раз под угрозой смертной казни он оказался спустя два года, во время работы налоговым инспектором.
«Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти... — рассказывал позже писатель. — Два дня ждал смерти... А потом пришли и выпустили...»
На самом деле выпустили его не просто так. Родители привезли поддельную метрику, по которой его возраст уменьшился на два с половиной года. Поверить, что семнадцатилетний худенький паренек сильно младше своих лет, было несложно, и Шолохов отделался годом исправительных работ в колонии для несовершеннолетних.
«Исправляться» будущего автора «Тихого Дона» отправили в подмосковное Болшево, где Шолохов попытался продолжить образование. Поступить на курсы рабфака ему не удалось, зато он познакомился с участниками группы «Молодая гвардия», куда входили Лиля Брик, Николай Асеев и Виктор Шкловский, а также с Александром Серафимовичем, автором «Железного потока», — именно он впоследствии помог ему с публикацией «Тихого Дона».
Однако в семье Шолохова, который в 1923-м вернулся домой и женился, никто не верил в писательский талант молодого человека. И даже отец, обычно закрывавший глаза на выходки сына, был недоволен. Примерно в 1925 году у Шолохова родился замысел романа о казаках — «Донщины», будущего «Тихого Дона». И автор работал над своим произведением как одержимый. Больше всех волновалась молодая жена Мария, которая опасалась, как бы «Мишка с ума не сошел».
Читайте также: Осип-Лиля-Маяковский: рассказ из первых уст
Первая книга «Тихого Дона» увидела свет в 1928 году, и популярность Шолохова начала расти. Несмотря на положение, дарованное ему партией, в 1938 году он не побоялся выступить с критикой действий НКВД и написал письмо лично Сталину:
«Т. Сталин! Такой метод следствия, когда арестованный бесконтрольно отдается в руки следователей, глубоко порочен; этот метод приводил и неизбежно будет приводить к ошибкам. Тех, которым подчинены следователи, интересует только одно: дал ли подследственный показания, движется ли дело...
Надо покончить с постыдной системой пыток, применяющихся к арестованным. Нельзя разрешать вести беспрерывные допросы по 5–10 суток. Такой метод следствия позорит славное имя НКВД и не дает возможности установить истину»
Шолохов — Сталину И. В., 16 февраля 1938
Однако ни чувство справедливости, присущее ему в 30-х годах, ни призывы к гуманизму в нобелевской речи не помешали Шолохову подписать письмо о Солженицыне и Сахарове и принять участие в процессе Синявского и Даниэля, прилюдно пожалев, что их нельзя судить, руководствуясь «революционным правосознанием».
Читайте также: 7 книг о Гражданской войне в России
По данным архивов Шведской академии, на Нобелевскую премию Шолохова номинировали двенадцать раз. Исключением не был и злосчастный 1958 год, когда награду вручили Борису Пастернаку. Советское правительство расценило это как личное поражение, но не прекратило попыток «продвинуть» своего кандидата. Однако Нобелевский комитет и сам интересовался Шолоховым. Об этом говорит хотя бы то, что члены Шведской академии несколько раз заказывали исследования, посвященные творчеству писателя. В 1965 году, когда Михаил Шолохов получил заветную награду, его кандидатура была принята единогласно.
«Фактически у Шведской академии была только одна причина не давать премию Шолохову — то, что он давно не писал ничего нового. <...> О серьезности этой проблемы свидетельствует также и то, что о ней упоминает Эстерлинг в отчете о решении академиков, настаивая, впрочем, что „Тихий Дон“ не теряет актуальности. Отчасти Шведскую академию в актуальности автора „Тихого Дона“ должны были убедить заявки из СССР. В них подчеркивается, что Шолохов именно современный писатель — в 1956 году он дописал „Судьбу человека“, в 1959-м — „Поднятую целину“, в 1960-м — получил Ленинскую премию», — рассказывает в своем расследовании Александр Поливанов.
С этого факта нам бы следовало начать, но мы посчитали, что происхождение писателя лучше сделать «вишенкой на торте». Удивительно, но человек, который так поэтично и с такой любовью описал казачью жизнь, никогда не принадлежал к этому сословию. Его отец — уроженец Рязанской губернии, а мать — дочь бывшего крепостного из Черниговщины, переселившегося на Дон. Однако Шолохов много общался с людьми, ставшими прототипами героев «Тихого Дона». Так, в образе Григория отразились черты комдива 1-й повстанческой дивизии в Вешенском восстании Харлампия Ермакова, друга и сослуживца отца писателя.