Жизнь знаменитого актера в воспоминаниях близких и коллег
Николай Караченцов мог справиться с любой ролью и обладал редким даром универсального актера. На съемочной площадке он часто выполнял трюки без дублера. Невероятно пластичный, приковывал к себе внимание публики, едва выходил на подмостки. А благодаря уникальному тембру песни в его исполнении получались особенно проникновенными. Роли актера в фильмах «Старший сын», «Человек с бульвара Капуцинов», рок-опере «Юнона и Авось» вошли в историю театра и кино.
Но каким был знаменитый артист за кулисами? Об этом можно узнать из книги «Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей», которая появилась благодаря его сыну Андрею. В ней не только истории из жизни актера, но и большое количество редких фотографий.
«Изначально Андрей Николаевич хотел выпустить книгу, состоящую из любимых анекдотов Николая Петровича. Когда начали работать, я предложила добавить что-то новое, так как у Николая Караченцова уже выходила книга „Я не ушел“ с биографическими рассказами. А затем Владимир Быстряков прислал рассказы-воспоминания про Караченцова. И идея возникла сама собой — дополнить книгу другими воспоминаниями и историями про Николая Петровича.
Решили собрать воедино часть рассказов из „Я не ушел“, которая выходила у издательства „Эксмо“, и часть с рассказами близких и друзей. Получилась очень теплая книга из добрых воспоминаний о великом актере», — рассказывает редактор группы Кино и театра «Бомборы» Анна Серяпова.
Мы в числе первых прочитали книгу и делимся интересными деталями из биографии Николая Караченцова.
Мать Николай Караченцова Янина Евгеньевна Брунак была известным балетмейстером. Маленький Коля, которого мама брала с собой на занятия в ГИТИС, влюбился в танец. Он изучил все балетные движения, пересмотрел по нескольку раз постановки в Большом театре и всерьез готовил себя к карьере в балете.
«Конечно, знал, что балетные люди должны быть растянуты и выворотны. И сам себя растягивал. Что, например, означает — выворотные? Читал я запойно, и вот, скажем, уткнулся я в толстый журнал, ложусь на спину, пятки подтягиваю под попку, а колени прижимаю к полу грудой книг, чтобы ноги выворачивало».
«Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей»
Николай довольно долго занимался танцами. Однако именно мать отговорила будущего артиста от профессионального балета. Основным аргументом было то, что век танцовщиков недолог. Но полученный опыт не раз пригодился ему на сцене и в кино.
Творческая судьба Николая Караченцова была тесно связана с театром «Ленком» и его руководителем Марком Захаровым. Режиссер пришел в театр в 1973 году, а в 1974 поставил спектакль «Тиль». Роман Шарля де Костера для сцены адаптировал драматург Григорий Горин, а музыку к постановке написал Геннадий Гладков. Главную роль бунтаря и шута Тиля исполнил Николай Караченцов.
Этот спектакль принес ему любовь публики и славу «синтетического» актера, который одновременно и певец, и мим, и акробат. По словам актера Станислава Житарева, Караченцов выкладывался на каждой репетиции по полной:
«Коля именно на „Тиле“ связки сорвал, ведь мало кто знает, что фирменный тембр с хрипотцой был у него не всегда: когда я с ним познакомился, у Караченцова был нормальный голос, а потом Коля начал форсировать, и, видно, связочки немножечко подсели. Но этот тембр ему очень подходил».
«Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей»
Роль графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось», безусловно, одна из самых важных в карьере Николая Караченцова. Премьера спектакля состоялась восьмого июля 1981 года и произвела настоящий фурор. А два года спустя — осенью 1983 года — «Юнону и Авось» пригласил на гастроли в Париж миллиардер Пьер Карден. Николай Караченцов вспоминал:
«Мы играли в Париже „Юнону“ полтора месяца. В конце каждого спектакля весь зал вставал. Пресса Парижа никогда не писала так много и так позитивно о зарубежном театре. Вроде вышло около семидесяти рецензий».
Среди тех, кто пришел своими глазами увидеть легендарный спектакль, были Мирей Матье, Жаклин Кеннеди, Кристиан Диор и многие другие.
Роль Билли Кинга из «Человека с бульвара Капуцинов» запомнилась многим поклонникам актера. Но режиссер картины Алла Сурикова изначально видела этот образ совсем другим:
«В сценарии это здоровенный ковбой. Как кулак разомнет — все вокруг разлетаются. Николай Петрович не соответствовал сценарному образу. Но мы сделали пробу. Караченцов был обаятельно напорист, заразительно драчлив и самоотвержен. Пришла идея: а почему, собственно, огромный? А если всех больших будет побивать не очень большой, но очень обаятельный и очень пластичный Петрович? На пробах мы дали ему „избить“ Сашу Иншакова (ну кого же еще, если не главного „драчуна“ — каскадера, постановщика всех потасовок?!). Коля замечательно его отметелил, Саша превосходно отыграл эту „метель“. И Николай Петрович стал Билли Петровичем Кингом».
«Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей»
Алла Сурикова ни разу не пожалела о своем выборе, поскольку в каждом эпизоде артист был предельно собран и точен, своими импровизациями сделал образ Билли еще ярче и самостоятельно участвовал во всех сценах драк. Что, правда, доставляло немало беспокойства его супруге актрисе Людмиле Поргиной:
«Коля часто возвращался со съемок домой с различными травмами, со сломанными руками, ногами, когда падал с лошади или мотоцикла либо когда он участвовал в каких‑то драках самостоятельно, что и произошло на съемках фильма „Человек с бульвара Капуцинов“. Надо отметить, что там была одна из самых массовых за всю историю советского кино драк. Она развернулась в салуне, и в ней участвовало максимальное количество каскадеров. Позже эта драка получила множество различных наград.
Конечно же, мой муж вызвался самостоятельно выполнить трюк, а именно чтобы один каскадер ударил по лицу его лично, а не другого каскадера. Так как каскадер стеснялся, ему было неловко причинить боль „народному артисту“, то первый раз он это сделал максимально мягко, нежно. Получилось ненатурально. На второй раз он сделал это посильнее. Всем показалось недостаточно. Ну, а в третий раз он вломил Коле так, что тот вернулся домой с перекошенной, перебинтованной и, как выяснилось потом, сломанной челюстью».
«Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей»
Теннис был большой страстью Николая Караченцова. Он научился играть еще в детстве во время поездок в Дом творчества в Щелыкове. Свою любовь к этому виду спорта артист пронес через всю жизнь.
Однажды Николай Караченцов сыграл товарищеский матч с Борисом Ельциным. Личная игра с президентом была призом в популярном в 1990-е любительском турнире «Большая шляпа», который выиграли Николай Караченцов и Борис Ноткин. Вот как актер вспоминал самое начало встречи:
«Предлагалось воскресенье, а у меня в этот день как раз ни спектакля, ни съемки. Я говорю: «Удобно». Пригласили на улицу Косыгина в Президентский клуб. Я впервые увидел Коржакова не в теннисном или спортивном костюме (до этого мы встречались только на кортах), а в пиджаке. «Александр Васильевич, — говорю, — какой ты красивый!» Он пиджак раскрыл, а под ним оружие висит: «Сейчас увидишь, какой я красивый. Тебя президент уж пять минут ждет. Ты не имеешь права так себя вести. Хоть раз можно не опаздывать?»
«Николай Караченцов. Глазами семьи и друзей»
Талант Николая Караченцова притягивал к нему многих известных и влиятельных людей. Но он по-прежнему оставался народным артистом. Например, возвращаясь из командировки, мог по полчаса раздавать автографы на перроне, чтобы никто из поклонников, случайно встретивших любимого актера, не ушел обиженным. Будучи звездой, поддерживал молодых актеров. Благодаря своему открытому отношению к людям, его любят и помнят спустя много лет после завершения карьеры.