Кадр из фильма «Паразиты», 2019
В издательстве «Бомбора» вышла книга «Миры Пон Джун-хо» корейского кинокритика Дон-чжин Ли. В ней собраны глубокие и тонкие рецензии на каждый из фильмов знаменитого режиссера, а также интервью с мастером.
-12% Миры Пон Джун-хо. Культовый режиссер и его работы 917 ₽ 1039 ₽ -12% В корзину Контент 18+
Несмотря на международное признание «Паразитов», которые стали первым «Лучшим фильмом» «Оскара», снятом не на английском языке, Дон-чжин Ли считает, что его герой еще не достиг вершины своего мастерства. И все же «Паразитам» рецензент уделил много внимания, «по косточкам» разобрав каждую сцену черной комедии.
Делимся разбором пяти сцен, которые помогут вам лучше понять картину.
Семья Ки-тхэка влачит жалкое существование в полуподвальной квартире. Чтобы выжить, он, его жена Чун-сок, сын Ки-у и дочь Кич-жон перебиваются мелкими заработками. Например, собирают коробки с пиццей. Все меняется, когда приятель Ки-у уезжает на стажировку в США и рекомендует юношу на место репетитора по английскому языку. Ки-у попадает в богатый дом Тон-ика и его жены Ён-гё, а затем устраивает туда же свою сестру. Позже эти двое подставляют других слуг, чтобы заменить их своими родителями. Постепенно черная комедия перерастает в триллер.
Сцена, в которой зрители знакомятся с главными героями картины
Дом Ки-тхэка расположен в полуподвале, поэтому окна, выходящие на переулок, снаружи оказываются практически на уровне земли, а изнутри — прямо под потолком. Первое, что мы видим, — высоко подвешенные носки, чтобы на них падало как можно больше солнечного света. Если заимствовать фразу из «Сквозь снег», еще одной картины Пон Джун-хо, также повествующей о классовом конфликте, в данной ситуации «обувь стоит на голове». Эта сцена иллюстрирует стремление семьи Ки-тхэка подняться выше и в то же время предвещает развитие классового конфликта, который станет основой сюжета ленты.
Кадр из фильма «Паразиты», 2019
Сцена, в которой Ки-у отправляется на собеседование
Маршрут Ки-у, направляющегося из полуподвального дома на собеседование в особняк Тон-ика, представляет собой постоянное движение вверх. Чтобы покинуть дом, ему необходимо открыть дверь, подняться по нескольким ступеням, пройти за зданием и выйти в переулок. Далее следует долгий подъем вверх по улице с роскошными особняками. Когда Ки-у наконец достигает дома Тон-ика, ему снова нужно подниматься по ступеням, ведущим в сад. Дом Тон-ика сконструирован таким образом, что лестницы не только соединяют потайной подвал, первый и второй этажи — на каждом из этих этажей также приходится пользоваться ступенями. Чтобы преподавать Да-хэ английский язык на втором этаже, Ки-у вынужден преодолевать бесконечные подъемы.
Сцена, в которой Ки-у проходит собеседование с Ён-гё
Ён-гё часто держит на руках своих питомцев, в том числе в момент собеседования Ки-у. В то же время с Да-сонгом, ее сыном, о котором, казалось бы, она так печется, за весь фильм ни разу не происходит физического контакта. Единственное исключение — трагическая сцена в финале, когда тот теряет сознание. По-своему, Да-сонг — очень одинокий ребенок.
Кадр из фильма «Паразиты», 2019
Сцена, в которой Тон-ик находит трусики в машине (и подставляет водителя)
Тон-ика больше возмущает не то, что водитель Юн занимался сексом в «мерседесе», а тот факт, что это произошло не на переднем сидении, принадлежащем водителю по праву, а на заднем, которое занимает хозяин. Тон-ика раздражает, когда проведенные между классами границы нарушаются. Наверняка самый важный на его взгляд закон гражданской этики — «не выходить за рамки статуса и соблюдать установленные границы».
Сцена, в которой Ки-тхэк проходит экзамен по вождению
Тон-ик уверяет, что это не экзамен, и говорит, чтобы Ки-тхэк чувствовал себя спокойно, но для Ки-тхэка это невозможно. Воодушевленный успехом Ки-у и Ки-чжон, Ки-тхэк произносит свою заранее подготовленную, вероятно, написанную сыном пылкую речь о своем взгляде на профессию. Он говорит не о вертикальной иерархии между работодателем и водителем, а о товариществе двух мужчин, которые каждое утро вместе отправляются в путь. Под видом «товарищества» скрываются его сладкие мечты о горизонтальных, а не вертикальных взаимоотношениях. На лице Тон-ика, слушающего эти слова, улыбка, и может показаться, что он согласен с Ки-тхэком. Но, скорее всего, это просто насмешка.
***
Больше важных фактов о фильме, которые помогут вам понять «Паразитов», а также истории о других работах режиссера вы найдете в книге «Миры Пон Джун-хо». На нее действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.