Приходилось ли вам когда-либо слышать высказывания об ущербности современной литературы из уст «маститых критиков»? Нам — приходилось. На эту вопиющую несправедливость можно ответить только серьезным и аргументированным высказыванием с множеством контрпримеров.
Эта подборка познакомит вас с интересными книжными новинками как от ведущих современных авторов, так и от начинающих писателей, а также покажет, как и куда движется русская проза и какие вопросы, темы и сюжеты ее сейчас волнуют.
«Рябиновый клин» — первая часть нового и давно ожидаемого романа в трех книгах Дины Рубиной «Наполеонов обоз», и ей отведено особое место. Здесь происходит одновременно две завязки — большой истории в рамках трилогии и большой любовной истории, претендующей на то, чтобы пополнить ряд самых сильных lovestory в современной отечественной литературе. Впрочем, удивит не только любовная линия. Рубиной важно вскрыть в новом творении давно волнующие темы и разобраться в проблемах, любезно оставленных потомкам еще Федором Достоевским — что такое личность, рок, проступок и расплата.
«Таких книг о Кавказе еще не было» — утверждает критик Валерия Пустовая, имея в виду открытость, смелость и откровенность этого произведения. Роман Габуева действительно дает удивительно разнообразное представление о том, чем живет сегодня молодая Осетия. С одной стороны, экзотика Кавказа — перекрестка религий, нравственных устоев и традиций, региона, где вопросы семейных укладов и мод решаются не глянцевыми журналами, а митингами и перестрелками. С другой стороны, тут тоже кипит интеллектуальная жизнь, есть свои бунтари и свое представление о будущем. Весь этот коктейль нравов описал Азамат Габуев — «романтик, скрывшийся под маской сатирика».
Дмитрий Быков однажды сделал громкое заявление по поводу Михаила Сегала: «В русскую литературу пришел настоящий писатель». Сегал, правда, еще и настоящий режиссер, удачно пришедший в отечественный кинематограф и подаривший ему такие фильмы, как «Рассказы», «Кино про Алексеева» и «Слоны могут играть в футбол». Написание прозы для Сегала — отдых между съемками. Но это тот случай, когда кинематографист оказывается не менее талантлив в литературе, подобно Василию Шукшину, Наталье Рязанцевой, Валерию Фриду, Валентину Гафту или Леониду Филатову.
Рассказы Михаила Сегала называют абсурдными и непредсказуемыми. В его художественном мире немало ужаса перед реальностью, однако трезвый авторский голос неизменно все улаживает, так что чтение «Почерка» может оказать терапевтический эффект на современного читателя.
Улья Нова (или Мария Ульянова) — известная писательница, искусствовед и фотограф. Она живет в Риге, но часто посещает Москву, в которой немало поклонников ее прозы. Новый роман писательницы говорит с читателем на языке освобождения от страхов, грусти и боли и предлагает учиться искать пути и выходы — особенно, если они ведут к морю.
Роман Сенчин родом из Тывы. Он много путешествовал, много кем работал и много где издавался — именно поэтому его проза настолько богата событиями и реалистичными описаниями. Правда, в этом сборнике рассказов писатель несколько отошел от любимой им реалистической традиции и предложил необычные и даже сюрреалистические истории. Но в этом весь Сенчин — даже в создаваемом им сюрреализме реальности больше, чем в самом реализме, а герои завораживают своей естественностью.
Ольга Столповская, как и Михаил Сегал, человек из мира кино: она снимала фильмы по собственным сценариям и весьма преуспела в этом. В литературной сфере она тоже продемонстрировала немало талантов, один из которых вообще едва ли не самый важный для писателя: уметь говорить о сложном и трагичном легким и воздушным языком, не забывая про старую добрую иронию.
Сборник рассказов молодых писателей озаглавлен цитатой из Максимилиана Волошина «...Чувство безмерное и смутное — Россия». Почему именно Волошин объединяет их? Дело в том, что в 2003 году появилась идея возродить дух и атмосферу дома поэта в Коктебеле, по комнатам которого бродили Марина и Анастасия Цветаевы, Александр Грин, Андрей Белый, Михаил Булгаков, Борис Слуцкий, Иосиф Бродский и другие важные для русской культуры люди. Воскресить времена творческой свободы и рефлексии о судьбе России стало задачей симпозиума «Волошинский сентябрь», после которого появился Международный Волошинский конкурс. Его поддержали сначала толстые литературные журналы — «Октябрь», «Дружба народов», а затем и издательство «Эксмо».
Возрождение удалось. Сегодня вновь во дворе и на верандах дома поэта читают стихи и прозу, обсуждают новые произведения, придумывают сюжеты. Финалисты последнего Волошинского конкурса объединились под обложкой этого сборника. Здесь и Сахалин Анатолия Кима, и Москва Светланы Василенко, Вологодчина Натальи Мелехиной, Грозный Ибрагима Хаидова, Байкал Игоря Кузнецова, туруханские охотничьи угодья Михаила Тарковского... География участников и сюжетов — от Калининграда до Владивостока и от Нью-Йорка до Сиднея. У каждого автора свое видение и понимание России. Но чувство — общее: безмерное и смутное.