13 февраля, 2019

Как читать кино

Несколько советов и книг для тех, кто хочет разбираться в кинематографе

Как читать кино

Все мы смотрим фильмы, кто-то предпочитает боевики, а кто-то артхаус, но любовь к самому молодому виду искусства объединяет людей с разными вкусами. Рано или поздно перед каждым киноманом встает вопрос: «Как оценить фильм?». И если аргумента «он мне нравится» недостаточно, то стоит собраться с мыслями и проанализировать картину. Но как? Мы собрали несколько простых советов, которые помогут вам лучше понять кинематограф.

Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра Данила Кузнецов

Попробуйте пересказать сюжет

Начнем с простого. Вы только что посмотрели фильм и не знаете, рекомендовать его друзьям или нет. Автор книги «Язык кино» Данила Кузнецов рекомендует начать анализ картины с логлайна — очень короткого описания истории. Именно такие синопсисы призваны заинтересовать продюсеров новым проектом, так что готовой ленте и ее будущим зрителям они тоже не помешают.

Логлайн фильма Френсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972) будет выглядеть вот так: «Это история о сыне главы мафиозного клана, который пытался дистанцироваться от дел своей семьи, но убийство брата и смерть отца вынуждают его взять управление кланом в свои руки».

Совет: сформулируйте для себя, о чем фильм, и вы увидите основной конфликт и главного героя, а также слабые места в сюжете, если они есть.

Оцените диалоги

С появлением звука некоторые режиссеры опасались, что кинематограф как искусство перестанет развиваться: больше не нужно ломать голову над сложным монтажом, ведь все можно объяснить словами. Однако это не так. Кинематограф действительно чуть притормозил в развитии, из профессии ушли актеры, чей голос не подходил для озвучки, но само искусство нашло способ адаптироваться. Диалогами увлеклись создатели низкопробных фильмов. Режиссеры и продюсеры, желающие делать что-то более серьезное, продолжали эксперименты с экспозицией и монтажом. К примеру, Хичкок мастерски работал с наполнением кадра, и о его героях многое можно узнать по тем деталям, которые находятся вокруг них.

«Есть большой массив сериальной и близкой к ней продукции, которая построена исключительно на речи героев, потому что многие мыльные оперы рассчитаны на человека, который в этот момент на кухне чистит морковь, стоя спиной к телевизору, а порой и вовсе может выйти в другую комнату за поваренной книгой»

Из книги «Язык кино»

Совет: обращайте внимание на то, как вам преподносят информацию о персонажах. Если герои рассказывают о себе или друг о друге слишком много, велика вероятность, что перед вами линейный и незамысловатый фильм.

Будьте внимательнее к фону

Создание музыки для кино. Секреты ведущих голливудских композиторов Создание музыки для кино. Секреты ведущих голливудских композиторов Мэтт Шрадер

Как правило, когда мы смотрим фильм в первый раз, то прежде всего следим за историей, которая раскрывается в диалогах героев.

А между тем на экране, в глубине кадра, может случиться нечто не менее важное, чем то, на что мы обращаем внимание сразу. Так, в одном из эпизодов фильма «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера в первую очередь мы видим страшную и одновременно прекрасную сцену игры на фортепиано: один из двух пианистов, ветеран Второй мировой войны, играет крюками вместо рук. В это время на заднем плане происходит драматичный телефонный разговор третьего главного героя. Об эмоциях мужчины внимательный зритель может догадаться только по его жестикуляции. Обе сцены, попавшие в один кадр, важны дня картины.

Совет: всматривайтесь в кадр, приглядывайтесь к второстепенным персонажам, не пренебрегайте деталями. В хороших фильмах все это поможет вам лучше понять историю.

Кадр из фильма «Лучшие годы нашей жизни»

Ищите пасхалки

Постмодернизм, который уже вроде бы и вышел из моды, но до сих пор не желает сдавать свои позиции, возвел цитирование до небывалых высот. Однако аллюзии и ссылки на другие произведения искусства, философские или научные труды и ранее считались показателем хорошего вкуса. Так, Пушкин в свое время цитировал Байрона, а Толстой, видимо, внимательно прочел Теккерея.

В кино то же самое: режиссеры сплошь и рядом цитируют друг друга либо отдавая дань уважения, либо пародируя и высмеивая, вспоминают классиков и философов, воскрешают персонажей из забытых франшиз. Так в «Фаусте» Сокурова появился гоголевский Чичиков, а в фильмах Marvel герои из разных миров. Чем больше картин вы посмотрите, тем чаще будете видеть ссылки и аллюзии и тем больше удовольствия получите от новых фильмов.

Совет: попробуйте найти секретные послания режиссера — это поможет лучше понять скрытые смыслы.

Читайте биографии режиссеров

Кино — это целый мир, в котором интересен не только сам фильм, но и процесс его создания. Попробуйте узнать больше об актерах и режиссерах, и их картины заиграют для вас новыми красками.

Брайан Джей Джонс. Джордж Лукас. Путь Джедая Дэвид Линч, Кристин Маккена. Комната снов. Автобиография Дэвида Линча Дэйв Ицкофф. Робин Уильямс. Грустный комик, который заставил мир смеяться Том Шон. Вуди Аллен. Комик с грустной душой. Иллюстрированная биография Майкл Бенсон. Космическая Одиссея 2001

Читайте также