Встречи с авторами Подбор подарка
15 июня, 2017

Как Мефистофель с Чичиковым встретился

Этот и другие сюжеты сокуровского «Фауста»
Как Мефистофель с Чичиковым встретился

Когда речь заходит о Сокурове, киноманы чаще всего соглашаются, что Александр Николаевич — режиссер сложный, объединяющий в своих картинах множество сюжетов, многоплановых подтекстов и идей. Зачастую при первом просмотре все «слои» в его полифонических фильмах не всегда могут разглядеть даже профессиональные культурологи. Что уж говорить о простых зрителях? Но давайте попробуем разобраться в его творческой кухне на примере фильма «Фауст», который завершил знаменитую «тетралогию власти».

Живопись

И российские, и зарубежные критики часто называли «Фауста» «живописным полотном», и дело здесь не столько в мастерстве оператора Брюно Дельбоннеля, сколько в цитатах, взятых из работ известных художников. Начальные кадры фильма сняты с высоты птичьего (а может быть ангельского?) полета и напоминают картину Альбрехта Альтдорфера «Битва Александра» — первую историческую композицию в искусстве Северного Возрождения.

Эпизод меняется, и вот перед нами уже препарированный доктором Фаустом труп, в котором критики увидели отсылку к «Уроку анатомии доктора Тульпа», написанному Рембрантом в 1632 году. Маргарита (эта роль досталась актрисе Изольде Дихаук) одновременно похожа и на Мадонну Лукаса Кранаха, и на Венеру Сандро Боттичелли. А эпизод, в котором она гладит кролика, выходя из церкви, прямая цитата из знаменитой работы Дюрера. Не обошлось в фильме и без Босха, его уродцы заглядывают в окна дома Маргариты в момент растления девушки.

Образы эпохи Возрождения и Средневековья (вспомним, что Мефистофель напяливает на Фауста доспехи) в фильме вполне конкретны и несут свою смысловую нагрузку. Как пишет Антон Долин, для Сокурова было важно показать, что, покидая научную лабораторию, человек добровольно отдает душу дьяволу и возвращается в темные времена, «когда людей и книги сжигали на кострах».

В XX — XXI веках и русские, и немцы приложили к этому возвращению руку, так что русско-немецкий состав съемочной группы увязывается с идеологией режиссера. В этом контексте и следующий фильм Александра Сокурова, «Франкофония», выглядит едва ли не продолжением «Фауста».

Литература

Сокуров литературоцентричен. Сценарист многих его фильмов — Юрий Арабов, знаменитый писатель и поэт, а сам режиссер экранизировал произведения Федора Достоевского, Бернарда Шоу и Андрея Платонова. «Фауст» стал вольной киноадаптацией первой части трагедии Иоганна Вольфганга Гете. Однако в картине цитируется не только он.

Долин видит в кинополотне Сокурова гофмановские черты: город, в котором живет Фауст, архаичен и современен одновременно, а многие его обитатели — полуреальные персонажи, то ли просто сумасшедшие, то ли гости из другого мира. Интерес главного героя к трупам позаимствован из другого «Фауста» — философской поэмы Николауса Ленау. Изображение дьявола (или его агента) в фильме соответствует византийской традиции высмеивания темных сил в житиях святых, а также позднесредневековым сочинениям, где бес часто показан слабым и смешным существом. Раздеваясь догола, Мефистофель, который в фильме скромно назван «ростовщиком», обнаруживает отсутствие половых органов там, где они должны быть, и крохотный фаллос вместо хвоста — явный признак слабости. Фигура ростовщика тоже литературна, здесь авторы оглядываются на Достоевского.

Но главной чужеродной литературной цитатой в фильме стала встреча героев с Чичиковым. Фауст и его спутник добровольно садятся в карету, которой правит кучер со смутно знакомым именем Селифан: парочка душепродавец — покупатель встречается со своим русским «коллегой».

Пространство и время

Мы уже говорили о цитировании Сокуровым картины Альбрехта Альтдорфера. Чтобы понять для чего она понадобилась режиссеру, стоит обратить внимание на пространство этого полотна, где сразу представлены и восточная часть Средиземного моря с островом Кипр, и Красное море, и Египет с дельтой Нила. Сокуров вместо таблички, повествующей о победе Александра над Дарием, ставит зеркало. Именно через зеркало, причем кривое и, кажется, не слишком чистое, он показывает зрителям свой фильм.

Растяжение пропорций — один из любимых приемов Александра Сокурова. Воспользовался он им и в «Фаусте». Начиная картину с привычных зрителю кадров, он то и дело искажает экранное пространство, подчеркивая остановку времени. Последние кадры, снятые в Исландии, означают переход доктора Фауста в другой мир, его избавление от души (договор с ростовщиком-Мефистофелем он рвет и даже забрасывает бывшего компаньона камнями, но одновременно с этим лишается и остатков совести).

Пространство здесь расплывается и трансформируется как в сюрреалистическом сне. Фауст Сокурова, в отличие от Фауста Гете, обретает бессмертие и стремится вперед. Но вот куда, если вокруг каменная пустыня?

Мы привели лишь несколько примеров того, что можно увидеть в сложной и многослойной картине Александра Сокурова. Все остальное попробуйте разглядеть сами. Устройте себе интеллектуальный квест!

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82330 книг
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82330 книг

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Путеводитель по «Аду» Данте

Путеводитель по «Аду» Данте

Рассказываем о некоторых символах, подсказках и аллегориях первой части знаменитой поэмы

Три экранизации легенды о докторе Фаусте

Три экранизации легенды о докторе Фаусте

Шедевры мирового кинематографа, снятые Фридрихом Мурнау, Рене Клером и Александром Сокуровым

15 цитат из «Фауста» Гёте

15 цитат из «Фауста» Гёте

Кто ищет, вынужден блуждать

Что почитать фанатам «Переходного возраста»

Что почитать фанатам «Переходного возраста»

Рассказываем, какие книги понравятся тем, кого заинтересовал сериал

В каком порядке читать книги по «Звездным войнам»

В каком порядке читать книги по «Звездным войнам»

Рассказываем, стоит ли изучать Расширенную вселенную и как вообще сориентироваться в фандоме, где есть официальный канон и «Легенды»

Гоголевские грешники: что нужно знать о помещиках из «Мертвых душ»

Гоголевские грешники: что нужно знать о помещиках из «Мертвых душ»

И почему история о дельце Чичикове — это «Божественная комедия» Российской империи

20 цитат из книг Николая Гоголя

20 цитат из книг Николая Гоголя

Знаменитые цитаты, ставшие афоризмами

5 интересных фактов об Алексее Балабанове

5 интересных фактов об Алексее Балабанове

Рассказываем о жизни и творчестве знаменитого режиссера