Рассказываем, что почитать в ожидании релиза Cyberpunk 2077
В начале 1990-х все были уверены, что киберпанк мертв. Истории о противостоянии хакеров-одиночек и огромных корпораций уже не казались интересными, а основатели жанра предпочитали более актуальные темы. Однако с приходом нового тысячелетия стало очевидно, что будущее, предсказанное Уильямом Гибсоном, Брюсом Стерлингом и Филипом К. Диком, неизбежно становится настоящим. Мы уже живем в мире «high tech, low life»: пользуемся наработками в области ИИ и не можем провести ни дня без интернета. Возможно, именно поэтому самой ожидаемой компьютерной игрой последних лет стала Cyberpunk 2077 от CD Projekt RED.
Релиз красочной и жестокой RPG постоянно откладывается и теперь назначен на 10 декабря. Но примерить на себя роль напичканного киберимплантами наемника, рассекающего по неоновому мегаполису в поисках дарующего бессмертие устройства, можно уже сейчас. И помогут в этом современные романы в жанре киберпанк.
Нилу Стивенсону удалось вернуть интерес читателей и критиков к практически утраченному литературному жанру. Его легендарную «Лавину» и «Алмазный век» часто называют первыми произведениями посткиберпанка, но фактически это все тот же киберпанк с его социальным неравенством и технологиями, которые только усугубляют деградацию общества. Стивенсон всегда с уважением отзывался о Гибсоне и Стерлинге и признавал их огромное влияние, но, в отличие от них, с юных лет отлично разбирался в компьютерах и долгое время общался с криптографами, разработчиками и хакерами.
Новый роман Стивенсона «Падение, или Додж в Аду», по словам самого автора, стал знаковым в его творчестве. Спустя 8 лет фантаст возвращается к истории Ричарда Фортраста по кличке Додж из «Вируса Reamde». Спустя годы после смерти Доджа, разбогатевшего на создании видеоигр, его сознание оцифровывают и помещают в «виртуальный рай» Битмир, пока еще живые люди остаются каждый в своем пузыре дополненной реальности и со всей тщательностью готовят мозг к «вечной жизни». Но ошибки имеют свойство накапливаться, и потому выжить в обоих мирах становится не так уж просто.
Еще один роман о цифровом бессмертии создал в 2019 году болгарский писатель Николас Димитров. Ирония автора о возможной «цифровизации» религии вызвала волну острой критики в России и Украине, а в Турции «Дилер реальности» даже был запрещен, однако эта деталь играет далеко не самую важную роль в сюжете романа.
Персонажи «Дилера» живут в Сингапуре будущего. Генетика, медицина и информационные технологии достигли немалых высот, но «красивая» жизнь доступна далеко не всем. Только самые обеспеченные люди могут наслаждаться новым цифровым наркотиком «Персональные Реальности», что фактически позволяет им осуществлять все свои желания. Всем прочим остается только слоняться по самым невзрачным районам мегаполиса в надежде на то, что подвернется хоть какая-то работа, пусть даже смертельно опасная или противозаконная. А главному герою, шпиону-фрилансеру Золтану Варго, предстоит выбраться из личного финансового тупика, разгадать главный секрет «Персональных Реальностей» и наконец понять, чем эта технология угрожает человечеству на самом деле.
Профессор математики и IT из Сан-Диего Вернор Виндж иногда делает долгие творческие паузы и заставляет читателей ждать выхода нового романа по нескольку лет, но зато результат его трудов крайне редко разочаровывает фанатов. В отличие от авторов «классического» киберпанка, Виндж не демонизирует искусственный интеллект — во многом потому, что сам приложил руку к его разработке. В большинстве случаев вас ждут герои, жизнь которых попросту невозможна без использования цифровых технологий.
Именно так и происходит в «Конце радуг», принесшем автору второй «Локус» и пятую премию «Хьюго». Перед нами предстает Калифорния 2025 года, буквально напичканная электроникой. Прошитая микросхемами одежда и контактные линзы позволяют ее жителям «настраивать» реальность под себя, постоянно «чатиться» в сети и работать в любой точке мира. Многие смертельные болезни теперь лечатся, а 70-летние старики, возвращенные к полноценной жизни, обучаются в специальных школах наравне с подростками. Читатель увидит этот мир глазами гениального ученого, поэта и довольно неприятного типа Роберта Гу, выжившего после тяжелой формы Альцгеймера. Вскоре после выздоровления Роберт поймет: с этим «новым дивным миром» что-то не так, а выживание человечества по-прежнему находится под вопросом.
Будни героев романа Александры «Альфины» Голубевой также наполнены технологиями недалекого будущего, но это ни капли не облегчает им жизнь.
Даня работает удаленно и, как ему кажется, способен продать кому угодно что угодно, но спасти своих пожилых родителей от смертельной болезни он не в силах. Ведь даже в мире, где можно распылить бахилы на ноги, воспользоваться всеми преимуществами развитых нейросетей и прокатиться на беспилотном автомобиле, чудодейственного лекарства пока не изобрели. Хотя, возможно, надежда все-таки есть, но ни у кого из персонажей этой истории не хватит терпения дойти до первоисточников информации и наконец разобраться, где правда, а где — дезинформация, где дружеский совет, а где — недобросовестная контекстная реклама. Они давно запутались в правилах, по которым живет огромный мир вокруг них, но даже себе не готовы в этом признаться.
Дебютный роман китайского фантаста Чэнь Цюфаня, номинированный на премию «Локус», в 2019 году наконец был переведен на русский язык. В нем ученик Лю Цысиня и один из сотрудников компании Google совмещает жанр киберпанка с экологической антиутопией.
Мими приезжает на заработки на Кремниевый остров у берегов Китая, до отказа заполненный неисправной электроникой и токсичными отходами. Мобильные телефоны, компьютеры, роботы и бионические протезы якобы отправляются туда «на переработку», но по факту все больше загрязняют планету . Местные криминальные группировки лживыми обещаниями заманивают мигрантов на эту свалку, чтобы те умирали на работе за жалкие гроши. А бесправные «мусорные люди» с острова пытаются выжить в этих невыносимых условиях. Но в какой-то момент экспериментальный вирус попадает в кровь Мими, тем самым меняя расстановку сил в грядущей войне.
Спустя год после выхода на русском языке «Исчезнувшего мира» отечественные читатели наконец дождались перевода дебютного романа Тома Светерлича «Завтра вновь и вновь», написанного на стыке жанров киберпанка и детектива.
Главный герой Доминик Блэкстон расследует убийства, произошедшие в городе, который давно исчез с лица Земли. Для этого он погружается в виртуальную реконструкцию Питтсбурга — таинственный Архив. Но, приступив к очередному делу, детектив обнаруживает следы взлома Архива: кто-то удаляет все данные, связанные с женщиной, которую он ищет. Доминик продолжает свои поиски уже в реальном мире, заполненном развратом и насилием, а также вездесущей рекламой, провоцирующей выживших на бесконечные бездумные покупки.
Канадский писатель Дерек Кюнскен закончил университет по специальности «молекулярная биология» и какое-то время занимался исследованиями в области генной инженерии. Его фантастические повести и рассказы не раз были отмечены премией читателей журнала «Азимов» и «Авророй», но и романы Кюнскена, на наш взгляд, заслуживают внимания любителей киберпанка.
Действие «Квантового волшебника» происходит в XXVI веке, когда человечество успело покорить несколько новых галактик и основать там множество государств. Это стало возможным благодаря сети таинственных «червоточин» в пространстве-времени. Люди научились не только создавать невероятные корабли для дальних полетов, но усовершенствовали свои познания в генетике, создав несколько искусственных рас. В команду главного героя Белизариуса, сбежавшего с родной планеты, войдут представители самых разных видов человека. Вместе они попытаются выполнить задание одного из клиентов Белизариуса, рискуя спровоцировать межзвездную войну и навсегда изменить мир.