Рассказываем, что носили Тюдоры и Валуа
Миниатюра «Три разновидности дружбы», XV век
Женщин часто обвиняют в желании потратить все деньги на «тряпки», в любви к ярким цветам и странным фасонам. Но подождите! Разве мужчины не падки на то же самое? Принято считать, что их мода куда более сдержанная. Как бы не так. Лидия Эдвардс в книге «Как читать костюм» рассказала о сложных, изменчивых и экстравагантных трендах в мужском гардеробе. Делимся с вами несколькими фактами.
Это, пожалуй, самый мужской элемент одежды. В начале XV века клапан, соединяющий мужские чулки «шоссы» (о них позже) на уровне паха, превратился в объемный мешочек. Со временем он и вовсе стал гротескно-большим, как бы показывая, что его обладатель всегда готов к «бою». Так, гульфики очень любил Генрих VIII.
«— Итак, вы утверждаете, — сказал Пантагрюэль, — что самый главный воинский доспех — это гульфик? Учение новое и в высшей степени парадоксальное. Принято думать, что вооружение начинается со шпор.
— Да, я это утверждаю, — объявил Панург, — и утверждаю не без основания. Взгляните, как заботливо вооружила природа завязь и семя созданных ею растений, деревьев, кустов, трав и зоофитов. <...> О продолжении человеческого рода природа так не позаботилась. <...>
— А теперь обратите внимание на то, как природа подала человеку мысль вооружиться и с какой части тела начал он свое вооружение, — продолжал Панург.
— Начал он, клянусь всеми святыми, с яичек».
«Гаргантюа и Пантагрюэль», Франсуа Рабле
К 1570-м годам гульфик почти исчез при дворе Елизаветы I, но мужчины еще долго не расставались с идеей подчеркнуть область паха. Например, подвесив близко к ширинке изящный бант, по цвету и форме перекликающийся с другими элементами одежды, как на костюме джентльмена второй половины XVII века.
Если вы думаете, что мужчины всегда носили строгие длинные брюки со стрелками, вы глубоко ошибаетесь! В разные эпохи их штаны были очень разными. Так, в Средневековье мужчины щеголяли в очень узких чулках, похожих на современные лосины, но соединенных между собой веревочками или крючками. Причем молодежи дозволялось носить короткие кафтаны, выставляя напоказ гульфик. А вот в XVI веке последний почти исчезает из мужского костюма, и все из-за изменившейся формы штанов, в которой гульфик, каким бы подчеркнуто большим он ни был, совершенно потерялся.
«Вместе с женскими фартингалами (юбками с фижмами) в конце шестнадцатого века остаются и мужские широкие штаны до колен — „нижняя юбка“, известные как ренгравы. Они были одним из самых краткосрочных модных трендов в истории. <...> Хотя ранние изображения Карла II показывают его в ренгравах, многие высмеивали эту моду, считая ее в высшей степени женственной».
«Как читать костюм», Лидия Эдвардс
Английский чиновник Сэмюэль Пипс в своем дневнике писал о мужчине, который сунул обе ноги в одну штанину и проходил так целый день, ничего не заметив. И немудрено, вы только посмотрите на этот клеш!
Думаете, только дамы беспокоились о ширине талии и мучили себя корсетами? Как бы не так! Минимум с эпохи позднего Средневековья (когда многим женщинам вообще не дозволялось подчеркивать фигуру) мужчины заботились не только о том, чтобы обтянуть ноги идеально сидящими чулочками, но и стремились подчеркнуть талию. Мода на приталенный силуэт то уходила в прошлое, то возвращалась. Иногда в очень неординарных формах.
«Кафтан застегивался только на талии, чтобы показать оборки на сорочке. Такая застежка создавала приталенный силуэт в соответствии с французским названием жюстокор, которое в буквальном переводе означает „близко к телу“. Расклешенная „юбка“ кафтана от этого только выигрывала».
«Как читать костюм», Лидия Эдвардс
Интересно, что в эпоху ампира, когда женщины надели платья, собирающиеся под грудью, талия мужского костюма тоже поднялась и довольно долго оставалась на уровне ребер.
Вспомните, как мило выглядели советские школьницы с кружевными и льняными воротничками на однообразной форме. В ту эпоху воротники были единственной деталью, благодаря которой девушка могла выделиться из толпы, но мода на этот элемент одежды появилась очень давно, — и не только в женском, но и в мужском костюме. Вспомните, например, гигантские испанские воротники голильи (golilla — от gola, т.е. «глотка»), вошедшие в моду в XVII столетии, или удивительной красоты голландские кружева.
«В первой половине века жесткий гофрированный воротник оставался популярным в Нидерландах и в Испании, но постепенно его вытеснил плоский воротник, как правило изо льна с отделкой из бобинного кружева по краям. Он мог быть как „стоячим“, так и „лежачим“. У этого мужчины лежачий плоский воротник. Как показано на этой иллюстрации, воротник мог быть таким же широким, как и плечи его владельца».
«Как читать костюм», Лидия Эдвардс
А вот с прическами у мужчин в прошлые эпохи как-то не заладилось. Были, конечно, и презабавные, но носили их либо совсем уж неформалы, либо служители культов или народные старейшины. А вот что действительно было модным, долгоиграющим и крайне интересным, так это парики. Только посмотрите на них!
«Высокий парик макарони [XVIII век, ред.] был одним из самых высмеиваемых аспектов их внешнего вида. Он мог достигать в высоту 12 дюймов (30 см), усиливая искусственность образа, который ассоциировался с париками. Практика ношения париков сохранялась на протяжении всего века».
Больше интересных историй об одежде вы найдете в книге Лидии Эдвардс «Как читать костюм. Путеводитель по изменчивой мужской моде от эпохи барокко до наших дней», на которую мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.