11 марта, 2019

Эмансипе от кутюр: как мода раскрепощала женщин

Автор материала: Раиса Ханукаева
Эмансипе от кутюр: как мода раскрепощала женщин

Для кого-то одежда — это просто ткань, прикрывающая наготу, а для кого-то целая философия. Лидия Эдвардс, автор книги «Как читать платье», сторонница второго подхода, и она уверена, что стиль может много поведать об истории целого поколения.

На протяжении веков мода не только украшала женщин, но и способствовала их раскрепощению и повышению социального статуса. Рассказываем, как это было.

Эпоха модерн: отбрасываем лишнее

Как читать платье. Путеводитель по изменчивой моде от Елизаветы Тюдор до эпохи унисекс Как читать платье. Путеводитель по изменчивой моде от Елизаветы Тюдор до эпохи унисекс Лидия Эдвардс Твердый переплет12441382-10%В корзину

В конце XIX века дамы попрощались с кринолином — тяжелым «скелетом», придававшим юбке нужную форму. В качестве рудимента этой конструкции в раннем модерне остался турнюр — маленькая подушечка, которую привязывали к талии, но модницы очень скоро отказались и от него. Юбки по-прежнему изобиловали складочками и украшениями, но стали гораздо легче.

Всего пару десятилетий спустя женщины начали играть в обществе весомую роль. Из домохозяек они превратились в учителей, продавцов, медсестер в больницах и прочих служащих. Социальный сдвиг потребовал смены имиджа. В моду вошли юбки и блузки, комбинировать которые можно было по-разному. Ритм жизни ускорился, и в костюмах и платьях уменьшилось число пуговиц, лент и крючков, благодаря чему одеваться стало проще и быстрее.

Но если вы думаете, что женщины уже обрели свободу хотя бы в одежде, вы глубоко ошибаетесь. Модерн придумал новое извращение — корсет, опускающийся на бедра. Модный S-образный силуэт такая вещь создавала идеально, но вот сидеть в ней было решительно невозможно. Дышать, кстати, тоже.

Из огня да в полымя: новый андрогинный стиль

Элегантный ар-нуво не признавал оглядки на прошлое и изобретал собственные образы, но все-таки следовал традициям женственного силуэта. В 20-х ему на смену пришел андрогинный ар-деко, ассоциирующийся с эпохой «сухого закона». Бесподобную характеристику поклонницам этого стиля дал Ивлин Во: «Плоскогрудая, длинноногая... одни конечности и шея, бестелесная, паукообразная». Увлечение ар-деко связано отказом от корсетов (ну наконец-то!), и возросшей свободой к самовыражению.

Однако эмансипированных девушек, одетых в стиле героинь «Великого Гэтсби», можно было встретить только на балах и вечеринках. В обычной жизни они одевались куда более сдержанно. Но и здесь были свои победы. На авансцену вышла Коко Шанель в «маленьком черном платье». Она была первым модельером, кто заслужил это звание, и ввела в моду одежду прет-а-порте. Еще одно достижение великолепной Шанель — использование в верхней одежде трикотажа, из которого раньше получалось только белье, да и то мужское.

Что общего у войны и короткой юбки

Не секрет, что Первая мировая война способствовала эмансипации больше, чем все старания суфражисток вместе взятые. Когда мужчины ушли на фронт, в тылу их заменили женщины. Следующая мировая трагедия только укрепила их позиции в прежде мужском мире. Дамы появлялись на полях сражений не только в качестве медсестер, но и в качестве бойцов, водителей, связисток.

Вновь изменившиеся условия требовали удобных, практичных, малозатратных и все-таки привлекательных моделей одежды. В начале 40-х вопросами женского гардероба всерьез озаботился председатель Торговой палаты Великобритании Томас Барлоу, по его поручению известные модельеры разработали элегантный костюм с широкими плечами, узкой талией и широкой юбкой, однако длина юбки заметно сократилась и, вуаля, женские ножки наконец увидели свет. Модель отвечала всем ограничениям, которые были введены в военный период, и стала популярной в Европе и США.

Вредный стиль new-look

Мирное время подарило людям новые надежды. И если в Великобритании товары еще долго выдавались по талонам, то Франция переживала экономический рост. В это время Кристиан Диор и придумал стиль new-look: широкие длинные юбки, сочетающиеся с топами или жакетами. New-look возвращал своих поклонниц в романтическое прошлое пышных платьев и требовал больших затрат ткани, а значит был весьма недешевым. В общем, при всей красоте диоровского изобретения, у него нашлось множество противников. Мужчины обвиняли модельера в расточительстве и организовали «Лигу разоренных мужей» (почти 30 тысяч человек!), а женщинам не понравилось, что модель закрывает ноги. Однажды хлебнув свободы и осознав силу красивых ног и декольте, девушки больше не захотели возвращаться в рабство чересчур закрытых нарядов.

Антагонистом Диора в это время был Юбер де Живанши, у которого одевались Одри Хепбёрн и Жаклин Кеннеди. Несмотря на французское происхождение, Живанши предпочитал американский стиль: комфортный, с минимумом деталей, но все-таки элегантный и женственный.

Конец 40-х и 50-е можно назвать битвой модельеров, соревновавшихся друг с другом в создании «стиля эпохи», и за всем этим теряется главное достижение того времени: создание стандарта размерной системы, которая сделала новинки моды доступными для всех. Готовая одежда и журналы с выкройками размывали сословные и экономические границы. 

Элегантный унисекс

Шестидесятые и семидесятые смело можно назвать временем подростков. И если раньше понятия молодежной моды не существовало вовсе и детские платья в определенном возрасте сменялись взрослыми костюмами, то в эту эпоху кутюрье обратили внимание на то, что молодежь хочет выделиться из толпы, и чем радикальнее, тем лучше. Так в женском гардеробе появились облегающие брюки и мини-юбки, что завершило два важных процесса в мире моды. С одной стороны, общество наконец признало женщину «двуногим существом» (ношение брюк перестало быть чем-то экстравагантным), с другой — сняло запрет на ультракороткие юбки, соблазнявшие зрителей кинотеатров с начала 30-х годов.

Модельер Мэри Куант, комментируя появление мини, заметила, что она лишь отреагировала на спрос: «У девушек в Челси просто потрясающие ноги... Если бы я не предложила достаточно короткую одежду, они бы сами ее укоротили».

С этого времени модельеры больше не могли диктовать публике свои условия. Даже самые известные из них обязаны были замечать, что происходит в уличной моде, и предлагать свои изделия, отталкиваясь от общественного вкуса.

Книги по теме
Поделиться с друзьями
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 39197  книг
Яндекс Дзен
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту, и мы отправим вам книгу на выбор
Мы уже подарили 39197  книг

Читайте также

И в романе, и на экране: платья литературных героинь, которые невозможно забыть Познавательно
И в романе, и на экране: платья литературных героинь, которые невозможно забыть
Знаменитые наряды Анны Карениной, Дэйзи Бьюкенен и многих других
«Как денди лондонский одет...», или Кое-что об имидже литературных героев Жизненно
«Как денди лондонский одет...», или Кое-что об имидже литературных героев
Кино по книге: «Мария-Антуанетта» Софии Копполы Кино
Кино по книге: «Мария-Антуанетта» Софии Копполы
Экранизация романа Антонии Фрэзер
Прочти первым: «Гид по стилю» Познавательно
Прочти первым: «Гид по стилю»
Отрывок из книги стилиста Александра Рогова
История мирового безумия: от клогов до кроссовок Тренды
История мирового безумия: от клогов до кроссовок
Что выбираете вы?
В пылу момента: чему может научить книга о пожарных Жизненно
В пылу момента: чему может научить книга о пожарных
Как принять важное решение, когда на размышления нет времени
5 страхов знаменитых интровертов Жизненно
5 страхов знаменитых интровертов
И способы борьбы с ними от автора книги «Извините, я опоздала» Джессики Пан
Октоберфест дома: от истории пива к собственной пивоварне Жизненно
Октоберфест дома: от истории пива к собственной пивоварне
Закройте материал, если вы приверженец ЗОЖ