Что заставляет героев Гофмана, Пушкина и других рисковать
В издательстве Эксмо выходит книга Джонатана Литэма «Помутнение» о профессиональном игроке в триктрак. Древняя игра в шашки для Александера, обладающего телепатическими способностями, не только любимое хобби, но и основной заработок.
Мы решили вспомнить, как азартные игры отразились на судьбах других литературных героев. И поняли, что им не позавидуешь.
Одним из первых, кто затронул тему азартных игр в литературе, был Гофман, в 1819 году опубликовавший новеллу «Счастье игрока». Его герои — картежники разных поколений, обладают удивительным везением за столом, однако именно это приносит им беды и разочарования в жизни, потерю не только капитала, но и любимых людей.
Читайте также: Почему новеллы Гофмана не совсем сказки и не совсем для детейЗигфрид, Менар и Вертуа были поклонниками «фараона» («штосса») — «этой самой простой и, следственно, самой фатальной игры». Ее правила до смешного просты: один из партнеров держит и мечет банк (он назывался банкометом), другой (понтировщик) — выбирает карту из своих колод и делает ставку (куш). Банкомет раскладывает свои колоды направо и налево, если карта оказалась в правой стопке, то победил понтировщик, если в левой — банкомет. Благодаря элементарным правилам «фараон» был настолько популярен, что дворяне по всей Европе проигрывали все, что имели. Именно такие истории и подтолкнули Гофмана написать эту новеллу, сам автор к картам был равнодушен.
В отличие от немецкого сказочника Пушкин игру обожал и страсти Германна не были ему чужды. Сюжет «Пиковой дамы» поэту подсказал князь Голицын, который проиграл в карты баснословную сумму, но сумел вернуть ее, поставив, по совету бабки, на три карты. Бабка эта, известная в обществе Наталья Голицына, долгое время жила во Франции и была знакома с графом Сен-Жерменом, известным путешественником, авантюристом и алхимиком XVIII века. От него-то она и узнала про три карты.
Были ли они знаменитыми «тройкой, семеркой, тузом», сказать сложно, по легенде все именно так, но едва ли знаменитый поэт и картежник Пушкин смог бы раскрыть семейный секрет своего друга. Кстати, герои «Пиковой дамы» играли все в тот же «фараон» или «штосс», которым были увлечены персонажи Гофмана.
В драме Лермонтова «Маскарад» карты играют вроде бы незначительную роль. Арбенин избавляет Звездича от позорного проигрыша и уводит от людей, готовых обчистить его до нитки и вогнать в долги. После этого герои едут на маскарад, где в это время находится жена Арбенина, Нина. Там же Зведич знакомится с маской, которая начинает с ним флиртовать. Мужчины решают, что маской была Нина, и ослепленной страстью Арбенин убивает ни в чем неповинную женщину.
Читайте также: К чему приводят дуэлиКарточный стол у Лермонтова — метафора общества, окружающего чету Арбениных, такого же беспринципного и жестокого, как игроки в «фараон» (прощать проигравшему его долги или давать слабину в картах считается дурным тоном). В смерти Нины Лермонтов обвиняет не только главного героя, но и всех, кто был замешан в этой истории, но вовремя не сообщили Арбенину об ошибке или подлили масла в огонь.
Этот роман оказался одним из самых личных и искренних произведений Достоевского. Чтобы вернуть долг, который принесло ему увлечение рулеткой, писатель пообещал написать роман за 26 дней и выполнил обещание. В противном случае все права на его прошлые и будущие произведения перешли бы издателю. В основу сюжета положены злоключения автора в казино, а любовная линия была списана с взаимоотношений Достоевского и Полины Сусловой, которые разрушил проигрыш писателя.
Читайте также: Достоевский в воспоминаниях своей супругиОднако нет худа без добра, Во время работы над романом Достоевский впервые воспользовался услугами стенографистки и познакомился с Анной Сниткиной, которая вскоре стала его женой.
В своем романе Джонатан Литэм совершает весьма необычный ход, выбирая вместо одиозных карт или страшной рулетки более интеллигентные и поощряемые обществом шашки. Однако и его героя игра порабощает. Для Александера все рушится в один момент, когда из его головы удаляют опухоль. Вместе с болезнью потеряв и чудесную способность читать мысли, он переживает злость, страх и унижение. Дар в итоге возвращается, но Александер понимает, что окончательно разрушил свою личность. Сможет ли мужчина снова найти себя и вернуться к жизни, читайте в романе «Помутнение».