Федор Михайлович Достоевский

Гордость отечественной литературы Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в 1821 году в семье врача. Почти все свое детство Федор и его шесть братьев и сестер провели внутри больничных стен на работе отца. Воспитывались дети в строгости. Когда ему было 12 лет, его с братом отдали на полупансион. Через 4 года Федор уехал в Петербург и поступил в главное инженерное училище. Учебу он ненавидел и вспоминал о ней с отвращением. Но вокруг него сразу же сложился литературный кружок, который скрашивал его существование в учебные годы. Домучив учебу, устроился на работу по специальности, но уже через год бросил работу, чтобы целиком посвятить себя литературе. Писал и переводил, в ранних  его работах  прослеживалось влияние Пушкина и Гоголя, например, в романе «Бедные люди», воспринятом читателями «на ура».

Но со временем он стал все больше уклоняться в модернизм, который не способны были понять ни критики, ни друзья писателя. Они осуждали его, он очень остро это переживал. На этом фоне у него  начала развиваться эпилепсия. В этот же момент писатель по обвинению в заговоре попал в тюрьму, чудом избежал смертной казни и несколько лет провел на каторге. 

Вернулся он оттуда другим человеком: изменилось отношение к народу, к человеку. Уже после этого он пишет свои главные романы: «Преступление и наказание»,  «Идиот», и конечно же, «Братья Карамазовы» — апофеоз творчества Достоевского и последний роман, написанный им. В 1881 году Федор Михайлович  умер, не успев привести в исполнение все свои литературные планы.


Дата рождения: 11 ноября

Читать полностью Свернуть текст

Новинки

Отзывы

Братья Карамазовы

Книга, в экранизации которой жаждала сняться Мэрлин Монро. Книга, отрывок из которой Зигмунд Фрейд называл величайшим людским творением. Книга, которая входит в число главных книг человечества, а если не входит или если такого списка вообще нет, то надо создать. Или изменить старый список, потому что он не правилен. Возможно я несколько преувеличиваю, но это лишь из-за того, что Братья Карамазовы впечатлили меня сверх всякой меры. И не только меня. История о трех братьях и их старике отце заставляла многих терять головы. Мои слова могут наводить на мысль, что это просто переделка старых русских сказок, но нет. Во-первых, в тех самых старых русских сказках обходились без убийства, измен и Сатаны. Ну, в подавляющем большинстве все-таки обходились.
Так вот. Три брата. Старший Дмитрий - крупный, страстный, хохотливый, любит подраться и выпить. Средний Иван - умный, даже очень умный, философ. И младший Алеша - послушник, доброе сердце, понимающий больше, чем ему положено.
Три сына ненавистного и презираемого пьяницы-отца.
И в городе, где живут все они четверо, нет ни одного человека, который не считал бы, что на днях один из них или все они совершат отцеубийство.
Это детектив в стиле Достоевского. Соответственно, там больше трагедии и страстей, чем расследования. Но честное слово, слушание по делу этого убийства запомнится надолго.
Я советую прочитать Братьев Карамазовых буквально всем. Сейчас трудно найти книги, которые бы заставляли думать и что-то чувствовать, но это она. Герои, разумеется, прописаны великолепны. Братья похожи, братья безумно разные. Каким-то образом оба эти утверждения оказываются верны и не противоречивы. А сюжет, он не отпускает ни на миг.
Действительно стоящая книга. От действительно стоящего автора.

Читать полностью
Преступление и наказание

"Вошь я, как все, или право имею?"

Говорят, что Пушкин - наше все, но Достоевский также без сомнения попадает в эту категорию. Если бы не он, люди так и продолжили бы считать русскую литературу скучной. Но так получилось, что основная сюжетная ветка "Преступления и наказание" на слуху буквально у всех. А роман о человека, который зарубил старуху топором не столько ради денег, сколько ради идеи, априори не может быть скучным. Ну или надо очень постараться. Достоевский старался скорее в обратном направлении. Вышел шедевр.

Что делает великих великими? Как выделиться из серой массы и что такое "серая масса"? Кто чего достоин? Вопросы, которые спрашивает себя практически каждый.

"Вошь я, как все, или право имею?"

Но хотя без всех этих идей и теорий не было бы никакого романа, философия - это далеко не все. История развивается динамично, а параллельные сюжетные линия ничуть не уступают основной. Драмы, жестокости и страданий хватит на всех. При этом все персонажи успевают выказать свои моральные убеждения или их отсутствие. И сами едва не преступают закон.

И еще пару слов о сюжете. Он... гениален. В своей простоте. Читатель не будет хвататься за голову и мучиться вопросами о том, что вообще происходит. Он поймет все даже слишком хорошо, но от этого заманчивость произведения никуда не исчезнет. Гарантировано.

Что касается исполнения, то ради него одного можно было бы посоветовать "Преступление и наказание". Достоевский рисует такие сочные картины на страницах своего романа, что хочется перечитывать их и перечитывать.

Подводя итоги, роман "Преступления и наказания" можно назвать произведением массовой культуры в лучшем смысле этого слова. Он вдохновит и тонко чувствующего интеллектуала, и амбициозного прагматика, и даже обычного школьника. Беспокоиться стоит лишь о том: на что?

Читать полностью
Униженные и оскорбленные

«Униженные и оскорблённые»  — роман русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, признанного классика экзистенциализма, был опубликован в 1861 г. в  журнале «Время».
Роман «рассказан» от первого лица. Молодой писатель Иван, воспитан в семье бедного помещика вместе с его дочерью, в которую  влюблён. Далее перед читателем завязываются два усложнённых любовных треугольника, которые и являются движущей силой повествования.
Вообще о произведениях Ф.М. Достоевского нельзя говорить  легко и непринуждённо. И дело даже не в том, что он всемирно признанный классик психологизма, с которым вёл переписку сам господин Фрейд. Все его произведения наполнены не просто глубоким смыслом, а в буквальном смысле пропитаны тяжёлым глубоким русским смыслом. Это до боли трогает. И это душит.
Смысл названия раскрывается после одного из основных моментов в романе помещиком Ихменевым. После стольких бед,  пережитых его семьёй, он говорит: «…Пусть мы униженные, пусть мы оскорблённые, но мы опять вместе…»
Композицию романа можно сравнить с петлёй, где две сюжетные линии пересекаются два раза: в завязке и в точке высшего эмоционального напряжения сюжетных линий. После кульминации они расходятся, а затем и вовсе обрываются открытым финалом произведения.
С первых же страниц романа сознание читателя оказывается полностью погруженным в мысли и чувства главного героя. Читается произведение очень легко, так как писатель мастерски использует очень точные и ёмкие слова: будь то описание обстановки или диалоги героев, которые к слову, в романе очень частые и живые.
«Щемящая душу открытость» - так можно охарактеризовать индивидуальный стиль писателя. В острых социальных моментах Достоевский всегда называет вещи своими именами.
Думаю, что Ф.М. Достоевский актуален для любого поколения читателей, так как его творчество наполняет сердца вечными духовными ценностями и добродетелью.

Читать полностью
Преступление и наказание

Отличная книга. Легко читается, не могу понять почему раньше не взялась дочитать. Есть в произведении над чем подумать - и идея, и стиль повествования, и герои всё на высоте. Нет героев безгрешных и пустых, поэтому и разделить их на плохих и хороших невозможно. Столько лет прошло, а ничего не поменялось. Книга вне времени и пространства, оставляет кучу вопросов после прочтения)
Не помню, где вычитала, что уже в самом преступлении уже содержится наказание. К Раскольникову данная фраза совсем не применима, не осознал он, где наказание, где преступление, совсем не раскаялся.
Собственно говоря, почему Раскольников сразу решился на убийство? Случайный подслушанный разговор, еще не повод, но возможный толчок. Почему не пошел по наклонной - карты, кража, грабеж, а потом уже убийство. Решил, что если запачкаться, нырнуть в дерьмо, то целиком,.. по крупному? Или если к делу подойти трезво и разумно, возможно наказания избежать удастся.
Честно сказать, его теория не выдерживает никакой критики, бредовая теория. Взял чужие идеи и мысли, чего-то не понял, что-то понял не так... перемолол все и выдал результат.. - ошибся. Ошибся, прежде всего в том, что "Наполеоны" не убивают ради денег, у них на кону иные цели: месть-всеобщее благолепие-помощь друзьям-спасение угнетенных, деньги как основная цель вообще не фигурируют. Нет, конечно, если в результате каких-либо действий удастся заработать ни один "Наполеон" не откажется... Но, повторюсь, объявленная цель иная, демократизация, например)))
Еще момент, у любого Наполеона есть сторонники и последователи, и большая часть крови именно у них на руках и остается. Можно, конечно, оправдываться, что "не хотел", "меня заставили", "на курок нажал тот, кто отдал приказ", но ведь эти оправдания критики не выдержат.. Убил именно, тот кто на курок нажал.
Хотя, общество наше разделено, тут в теории ошибки нет, на "тех кому можно" и "тех кому нельзя"... Например, смерть Мармеладова, возница совершенно спокоен, есть за его спиной кто-то могущественный, способный ситуацию "разлулить" и тут же напрашивается параллель, когда папочки и мамочки отмазывают современных лихачей. Причем, там-то, в книжке, пьян был Мармеладов, а в современной реальности пьяный оказывается за рулем..
Еще момент, пока читала все думала, а почему убийцы.. Раскольников, Свидригайлов так легко расстаются с деньгами? Вроде ведь не должны никому.. У одного своих денег ноль, однако, дал и на похороны, и на подоконник сколько-то кинул, и что бы девицу до дома довезли тоже. Другой, вообще, половину города облагодетельствовал.. Хотя, со Свидригайловым все более-менее понятно, призраки его одолели, он раскаялся.. Понадеялся, что добрые дела зачтутся. А Расскольников, он же никакой вины за собой не чует! Если бы не хитрости следователя, не признался бы никогда, даже Соне.
Оформление серии Pocket book экономное,в нём мне нравится всё, кроме мягкой обложки.

Читать полностью
Преступление и наказание

За преступлением следует наказание

Произведение, которое прочитав в школе, я не оценила. Но сейчас всё воспринимается по-другому.
Не скажу, что я в восторге и говорить, что это классика и поэтому это произведение не может не нравится я не могу.
После прочтения осталось премерзкое ощущение гадливости. Сразу почему-то захотелось помыться и забыть.
Студент, который по сути своей человек мелочный, убил такую же мелочную и гадкую старуху.
И потом на протяжении всей книги его начинает мучить чувство вины и неотвратимость наказания, от которого он сначала старается уйти, а затем понимает, что не сможет жить, если не понесет это самое наказание.
Да несомненно книга с очень глубоким смыслом о неотвратимости наказания за совершенное преступление. И не обязательно наказание может исходить от людей, а совесть она такая зараза, что может долбить человека, пока станет совсем не в моготу. И только наказание сможет избавить от постоянного грызущего чувства вины и голоса совести.

Читать полностью
Преступление и наказание

Мой Достоевский

О сюжете романа "Преступление и наказание" знают все. Хотя бы об убийстве Раскольниковым старухи-процентщицы. Я же хочу рассказать об атмосфере произведения и ее влиянии на меня.
Во-первых, всегда притягивает язык написания. Ну где еще встретишь такие описания: "пошлейшая мелочь", "преогромнейший дом"? Всё в превосходной степени. Как и сам роман.
Во-вторых, болезненное состояние души героя всегда как-то заразительно действует и на меня! Почти кожей ощущаешь жару летнего Петербурга, слышишь уличную вонь! Кажется, у Раскольникова должна болеть голова от такой духоты и множества мыслей.
Достоевский, рисуя очередного героя, всегда представляет нам его неспроста. Поэтому в романе есть герои второстепенные, но не важных нет.
Меня завораживает процесс, происходящий в душе Родиона. Он так устал от нищеты, но помогает первым встречным, попавшим в беду; так любит свою сестру, но в то же время замышляет убийство, разрабатывая план и учитывая мельчайшие детали. Все события жизни Раскольникова представляются совпадениями: то встреченный незнакомец, то услышанный разговор - всё как будто подтверждает его мысли. Всё как будто подталкивает его на отчаянный шаг.
И Боже, как же ужасает то, что обратного пути после содеянного нет! Что облегчения жизни не получилось! А только еще тяжелее и мучительнее...
Сложные характеры. Переплетающиеся судьбы и события. Ф.М. Достоевский - настоящий мастер! Гордость России!

Читать полностью
Все отзывы (19)

Цитаты

Все цитаты (406)

Книги автора по порядку:

Романы:

  • «Бедные люди», 1846;
  • «Униженные и оскорблённые», 1861;
  • «Игрок», 1866;
  • «Преступление и наказание», 1866 – социально-психологический роман, затрагивающий важные вопросы, которые стояли перед обществом. Убийство старухи-процентщицы и случайной жертвы не пройдет мимо правоохранителей, и преступник понесет свое наказание, в котором пересмотрит взгляды на жизнь;
  • «Идиот», 1868—1869 – культовый роман, по которому снято множество экранизаций, поставлены спектакли, балетные и оперные постановки. Произведение входит в мировые бестселлеры и списки для обязательного прочтения от ведущих издательств и таблоидов;
  • «Бесы», 1871—1872 – общественно-политическое произведение, затрагивающее процессы, протекавшие в кругах русской интеллигенции. Классический роман, который неоднократно был экранизирован.
  • «Подросток», 1875;
  • «Братья Карамазовы», 1879—1880.

Повести и рассказы:

  • «Двойник», 1846;
  • «Как опасно предаваться честолюбивым снам», 1846;
  • «Господин Прохарчин», 1846;
  • «Роман в девяти письмах», 1847;
  • «Хозяйка», 1847;
  • «Ползунков», 1848 
  • «Слабое сердце», 1848;
  • «Честный вор», 1848;
  • «Ёлка и свадьба», 1848;
  • «Неточка Незванова», 1848;
  • «Белые ночи», 1848;
  • «Маленький герой», 1849;
  • «Дядюшкин сон», 1859;
  • «Село Степанчиково и его обитатели», 1859;
  • «Чужая жена и муж под кроватью», 1860;
  • «Записки из Мёртвого дома», 1860;
  • «Скверный анекдот», 1862;
  • «Записки из подполья», 1864;
  • «Крокодил», 1865;
  • «Вечный муж», 1870;
  • «Бобок», 1873;
  • «Мужик Марей», 1876;
  • «Кроткая», 1876;
  • «Мальчик у Христа на ёлке», 1876;
  • «Сон смешного человека», 1877.

Экранизации

Романы писателя многократно экранизировались в России и за рубежом, было снято не менее 18 фильмов. Яркой работой стала классика советского кино — фильм «Белые ночи» 1959 года, снятый Иваном Пырьевым. Главные роли исполнили Олег Стриженов и Людмила Марченко.

Одним из самых экранизируемых романов стал «Идиот» — полнометражный фильм был снят Иваном Пырьевым в 1958 году, сериал Владимира Бортко — в 2003-м. В многосерийном фильме главную роль исполнил Евгений Миронов — образ князя Мышкина получился искренним и убедительным.

Роман «Преступление и наказание» также был экранизирован многократно. Классической версией стала трехчасовая картина Льва Кулиджанова, в роли главных героев Георгий Тараторкин и Иннокентий Смоктуновский. Драматичный поединок следователя и преступника позволяет проследить изменения душевного состояния Раскольникова. Интересной современной работой стал фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки — трагедия главного героя перенесена в XX век.

Семья и личная жизнь

Писатель был женат дважды. Его первой супругой стала Мария Исаева, имевшая сына от первого брака. Совместная жизнь не оказалась счастливой: нервная и экзальтированная Мария не понимала мужа и не испытывала к нему глубокой привязанности. Она скончалась в 1864 году от чахотки, и долгое время писатель страдал от одиночества. В 1866 году он приглашает на работу стенографистку Анну Сниткину для того, чтобы как можно быстрее подготовить новый роман и рассчитаться с долгами. Работа стала фоном для новых чувств — через год Анна вышла за писателя замуж.

Она стала настоящей опорой для писателя и одним из самых эффективных литературных менеджеров того времени. С ее помощью удалось освободиться от долгов и получать доход от издания книг. Супруга порадовала Федора Михайловича рождением дочки Сони, однако в возрасте 3 месяцев девочка умерла от пневмонии. Позднее в семье родились сыновья Алексей и Федор и дочь Любовь.

Наиболее популярные книги

1. «Преступление и наказание». Убийство, совершенное бедным студентом для проверки нигилистической теории, привело его к настоящему ужасу Бездны, муки страха и раскаяния приводят его к решению о признании вины. Роман был завершен в 1966 году.

2. «Бесы». Один из самых спорных романов завершен в 1972 году. История русского террористического кружка стала романом-предсказанием, исследователи называют ее пророческим памфлетом.

3. «Братья Карамазовы»,1880 г. История великого грешника на фоне семейной трагедии затрагивает самые глубокие вопросы веры и морали. Роман считают апогеем творчества писателя.

4. «Идиот». 1869 год. Остросюжетный роман наполнен символическим содержанием. На родину возвращается князь Мышкин — центральный образ воплощает в себе добро и милосердие. Однако герой не может пережить столкновения с целым миром лжи, обмана, насилия, где даже красота может привести только к гибели. 
Читать полностью
Свернуть текст

Нужна помощь?
Не нашли ответа?
Напишите нам