Отличное кино на вечер
Айзек Азимов — писатель, что называется, на все времена. Многие его идеи и концепции опередили свое время. Многое из того, что в книгах Азимова описывалось как фантастика, в наши дни уже становится реальностью. С экранизациями его произведений нам повезло: их довольно много, некоторые фильмы даже были сняты в Советском Союзе.
В нашей подборке мы расскажем о трех самых главных из них — в хронологическом порядке.
Режиссер: Крис Коламбус
В 1976 году была опубликована небольшая повесть «Двухсотлетний человек». Она удостоилась сразу трех авторитетных наград в области научной фантастики (премии «Небьюла», «Хьюго» и «Локус»), а сам автор впоследствии назвал ее одним из своих любимых сочинений.
Позже, в соавторстве с другим американским писателем Робертом Силвербергом, чьи произведения также были обласканы многочисленными престижными премиями, на основе повести будет написан роман «Позитронный человек».
Режиссер Крис Коламбус (известный по комедиям «Один дома» и «Один дома-2», а также экранизацией двух частей «Гарри Поттера») выпустил по этому роману фильм в 1999 году. Действие его происходит в эпоху, когда обычным делом становится заводить дома не кошек и собак, а роботов. Эндрю (по документам робот NDR-114) оказывается в семье Ричарда Мартина и начинает свой путь к очеловечиванию длиной в два столетия. Сначала он чувствует себя человеком в душе, за этим следуют изменения и во внешности. Но главное в фильме — не эффектное внешнее превращение робота в человека из плоти и крови (кстати, именно за грим картина была номинирована на «Оскар»), а то, что влюбленный робот Эндрю начинает вести себя как влюбленный человек Эндрю.
Прозу Айзека Азимова критика всегда хвалила «за высокие гуманистические идеалы». В фильме они, к счастью, не утрачены. И надо отдать должное блестящей актерской игре Робина Уильямса. Именно благодаря ему робот Эндрю с самого начала кажется нам таким человечным.
Режиссер: Дэвид Туи
Первый фильм по мотивам рассказа Айзека Азимова «Черная дыра» был снят еще в 1988 году и назывался «Сумерки». Та экранизация практически всеми забыта в наши дни. Фильм был бюджетным, актерская игра так себе. Но она была ближе к литературному источнику, чем лента, выпущенная 12 лет спустя. Зато она во многом способствовала карьерному скачку исполнителя главной роли Вина Дизеля. Но обо всем по порядку.
В 2000 году состоялась премьера фильма «Черная дыра» режиссера Дэвида Туи. Лента стала его визитной карточкой. Он же снимет еще два ее сиквела с бессменным Вином Дизелем в роли профессионального убийцы Риддика.
Канва сюжета «Черной дыры» такова: космический корабль терпит крушение на пустынной планете. Выжили двенадцать человек, среди которых — опасный преступник Ричард Б. Риддик. Прочие персонажи весьма разношерстны: имам с паломниками, рудокопы, торговец антиквариатом... Воспользовавшись крушением корабля, Риддик сбегает. Его ловят, но потерпевших крушение ждет неприятное открытие: преступник Риддик не самое опасное, что есть на этой планете. Ведь скоро будет очередное долгое затмение, а за ним на поверхность выберутся очень голодные чудовища (из-за которых планета и превратилась в огромную пустыню).
Успех фильма заложен в уже обкатанной кинематографом ситуации: замкнутое пространство, некий «ноев ковчег» из героев, которые вынуждены контактировать и договариваться друг с другом, хочется им того или нет.
Режиссер: Алекс Пройас
В цикле научно-фантастических рассказов «Я, робот» (1950), по которому в 2004 году был снят одноименный фильм, Айзек Азимов впервые сформулировал три знаменитых закона робототехники, согласно которым робот не может причинить вред человеку (в том числе своим бездействием), должен повиноваться всем приказам человека (кроме тех случаев, когда они противоречат первому закону) и, наконец, заботиться о своей безопасности (в мере, не противоречащей первым двум законам). Эти законы во многом сформировали «образ робота» и в литературе, и в кинематографе. Именно они лежат в основе нынешней робототехники, а также в многочисленных программах по разработке искусственного интеллекта (миры, в которых подобных установок нет, мы также видели на большом экране — например, в «Терминаторе»).
Действие фильма Алекса Пройаса происходит в 2035 году, когда андроиды уже прочно вошли в повседневный обиход. Детектив Дэл Спунер (Уилл Смит) расследует убийство доктора Лэннинга из корпорации U.S. Robotics. Выясняется, что в лаборатории есть робот, который игнорирует приказы человека и принимает собственные решения. Этого андроида по имени Санни сделали из более прочных, чем другие машины, сплавов и наделили правом самому решать, следовать ли трем законам робототехники или нет. Причем сделал это сам Лэннинг. Зачем? На этот вопрос в фильме, снятом на стыке жанров детектива, фантастики, неонуара и боевика одновременно, и будет искать ответ детектив Спунер.
Определенные отсылки и к рассказу Азимова, и к фильму «Я, робот» мы можем увидеть в недавно прогремевшем на весь мир сериале «Мир дикого Запада».