Айзек Азимов

БИОГРАФИЯ

Айзек Азимов родился 2 января 1920 года на Смоленщине в еврейской семье. Входит в так называемую «Большую тройку» (наряду с другими писателями-фантастами: Артуром Кларком и Робертом Хайлайном). Также работал в жанре детектива, написал несколько научно-популярных книг.

Когда мальчику исполнилось три года, родители переехали в США. Отучившись в школе, юноша стал студентом химического факультета Колумбийского факультета. Долгие годы (с перерывом на службу в армии в 1945-1946гг.) занятия химией будут его профессией и источником дохода. После аспирантуры был приглашен преподавать в Бостонском университете. В стенах этого заведения в 1979 году получил звание профессора.

Как автор художественных текстов публикуется с 1939 года. Рассказ «Приход ночи» (1941г.) принес писателю известность и признание (впоследствии данное произведение было дважды экранизировано и вошло в два десятка антологий).

Несколько терминов из его произведений вошли в английский язык (как например «robotics»). Он сформулировал три главных закона робототехники. Сборник рассказов «Я, робот» — своего рода этический кодекс для андроидов.

Писатель считал, что роль научной фантастики — в объединении человечества, в искоренении ненависти между людьми. В своих научно-популярных работах он развенчивал псевдонауку и суеверия.

Скончался в 1992 году.

НАГРАДЫ

В его активе все основные престижные премии в области научной фантастики. Ему целых шесть раз присуждалась престижная премия «Хьюго».

СЕМЬЯ

В 1942 год женился на Гертруде Блюгерман. Брак, в котором родились сын и дочь, распался в 1970 году, а в 1973 году писатель оформил отношения с Джэнет Опал Джеппсон. В этом браке детей не было.

ЭКРАНИЗАЦИИ

Наиболее известные экранизации — «Двухсотлетний человек» и «Я, робот», снятые по мотивам одноименных произведений.

Читать полностью Свернуть текст

Новинки

Отзывы

История США
На книгу История США

Огромное удовольствие и большая досада

Прекрасная книга, великолепно изложены факты американской истории. Бесспорно, Азимов гениален, и не только в литературе. Стиль книги передан в переводе очень хорошо, читается на одном дыхании.
И тем большую досаду вызывают опечатки, которыми книга просто изобилует. Сначала решил не обращать внимание, но честное слово, давно не встречал такого большого количества ошибок в тексте. В основном это конечно простые опечатки, например неправильно напечатан год или век, но согласитесь, предложения  наподобие "В 1628 году он отправился в Виргинию, ... , и в 1829 году вернулся в Англию..." (стр.78, 2й абзац снизу) как-то не ожидаешь встретить в книге такого солидного издательства, как Эксмо. Собственно окончательно решение написать рецензию принял после обнаружения в описании Гражданской войны нового для меня словосочетания "западо-восток" (стр.638, 11 строка снизу). Это вроде бы все мелочи, но читать о том, что Виргиния оказывается в 1696 году граничила с Калифорнией (стр.143, 147), по меньшей мере странно (на самом деле по контексту имеется ввиду Каролина).
Однако есть еще несколько замечаний, относящихся все-таки к ошибкам перевода. Во-первых, царь Александр I в 1815 году основал все-таки не "Святой", а "Священный союз" (стр.474), незначительная в общем-то ошибка для не-историка. Во-вторых, восьмой президент США Мартин Ван Бюрен происходит не из датской (стр.525, 1 абзац), а из голландской семьи (простая ошибка - английское Dutch переводится как "голландский", а не как "датский", хотя очень похоже). И наконец, в-третьих, резанул перевод названия представительного органа Виргинии "Совет бюргеров" (стр.74). Это замечание наверное не бесспорное, так как такое название видимо встречается в специальной литературе, но на мой взгляд, было бы уместнее обойтись без немецкой кальки английского слова "Burgesses" и перевести название на русский как "Совет горожан". Простая логика - Burgesses имеет  происхождение от французского Bourgeoisie ("буржуа", от bourg - город), также немецкое "бюргер" от Burg — также город. "Совет буржуазии" тоже не очень походит, так как термин "буржуазия" очень широк, а в данном случае имеется ввиду именно совет жителей определенной области, так что наиболее близко по смыслу - горожане.
Хочется верить, что от замечаний издательство не отмахнется, и в дальнейшем подобные издания не вызовут столь противоречивых чувств у читателей.

Читать полностью
Мечты роботов
На книгу Мечты роботов

Двухсотлетний человек

Иногда я все таки поражаюсь, как сильно отличаются экранизация и произведение. Приступая к чтению данного рассказа, в моей головое уже вертелась вся та история, что была представлена в фильме. Однако, при чтении и поняла, что они никак между собой не похожи, разве что небольшим кусочком.
Книга мне показалась куда интересней, чем вариант экранизации.
В книге рассказана история робота, который всю свою жизнь пытался добиться признания того, что он человек.
Кто бы мог подумать, что робот сможет сам что-то изобретать, одеваться, написать книгу, вырезать по дереву? Это очень необычно! Сама идея потрясающая, потому что представить такое не возможно. редставить, что робот это живое существо, способное самостоятельно мыслить и творить? Не каждому человеку это дано, а роботу и подавно.
Всю свою жизнь он сражался за то, чтобы его признали человеком и в конце концов он добился своего, только для этого ему пришлось стать смертным. Стоило ли оно того? На это мог бы ответить только герой книги.

Читать полностью
Академия
На книгу Академия

история будущего

Фундаментальный цикл о будущем человечества. Отлично продуман, хорош в сюжетном плане, атмосферность на уровне. Встречаются неожиданные повороты в повествовании, а к концу проявляется и вовсе параноидально-остросюжетная линия. Сама картина будущего выписана здорово – распад галактической империи, все эти селдоновские кризисы, постоянное движение в будущее…
При этом первая трилогия выглядит абсолютно цельной, книги её выглядят не как цельные романы, а как части одной большой книги.
С другой стороны, кое-где недостаточно рельефны персонажи, да и в футурологическом плане вряд ли «Академия» на что-то претендует.
Но все-таки, оригинальная трилогия мастера фантастики заслуживает самой высшей оценки за подвижный, постоянно развивающийся сюжет, неожиданные ходы, и саму неповторимую атмосферу Галактики будущего.

Читать полностью
Академия
На книгу Академия

Шедевр для упрямых

Скажу честно, начинается этот шедевр мировой фантастики достаточно нудно. Я знаю многих людей, которые не смогли осилить эту вещь дальше третьей страницы. Но мне стало любопытно, как автор сможет использовать эту придуманную им самим науку психоисторию... И продолжила читать.

Следующий месяц я из рук не выпускала книги Азимова. Со второй книги мир "Академии" поглотил меня целиком и полностью. Стиль, поначалу казавшийся мне непомерно тяжёлым, со временем "приелся" и перестал мешать при чтении. Мастерство автора заслуживает уважения, так как, несмотря на специфическую обстоятельность при изложении грандиозных и не слишком событий, интерес не угасает.

  Действие начинается на Тренторе – в центре Галактической Империи. В могуществе Империи не смеет сомневаться никто… Кроме Гэри Селдона, разработавшего науку «психоисторию», позволяющую предсказывать будущее на основе  социальных данных. Его прогноз неутешителен: Империю ожидает неминуемый крах, в результате которого будут на многие века утрачены знания, искусство – человечество, фактически, окажется отброшено назад в развитии.

В этой книге идёт очень мощный упор на политику (большинство центральных персонажей если ещё не являются видными государственными деятелями, то очень часто в последствии ими становятся). Я бы даже сказала, этот аспект играет центральную роль на протяжении всего цикла - повествование сильно растянуто во времени (для того, чтобы показать деградацию Терминуса и Империи в целом).

В общем, для меня книга заслуживает твёрдой и непоколебимой "пятёрки". Но, в силу её специфичности, она понравится лишь тем, кто одолеет первую часть. Советую иметь это ввиду.

Читать полностью
Фантастическое путешествие: фантастические произведения

***

Сборник Азимова "Фантастическое путешествие" сейчас как раз дочитываю, осталось буквально парочка рассказов и книгу можно будет спокойно сдать в библиотеку. Не могу сказать, что очень понравилась книга, нет оформление, формат, качество печати все на уровне. А вот содержание: первый роман сборника мне понравился, второй не понравился совсем, а вот рассказы интересны, но это не фантастика, на мой взгляд. Я бы рассказы «О Азазеле» не отнесла к фантастике, это скорее притчи или поучительные сказки для взрослых.
В основе первых двух романов сборника лежит идея о том, что предметы и людей можно уменьшить до размера пылинки. И этим «людям-пылинкам» можно доверить самые сложные задания и разрушение тромба, и чтение мыслей, а если посадить в спичечный коробок и перенести через границу, то можно выиграть войну…
А в основе рассказов «О Азазеле» лежит идея, о том, что даже малейшее вмешательство в жизнь отдельного человека может изменить ход истории и сократить жизнь всей солнечной системы. А вот уверенности, что изменения в жизни этого человека произойдут в лучшую сторону, нет.
В общем-то, философские произведения, а не фантастические))

Читать полностью
Конец вечности

Старый/новый Азимов

Когда издательство выпускает одним томом несколько произведений какого-то знаменитого автора, то приходится решать непростую задачу – как сочетать широко известные и мало известные произведения. «Конец вечности» – едва ли не самое знаменитое произведение Азимова (второе после цикла «Я, робот»). «Сами боги» известны меньше, да и сюжет там не настолько закрученный, но этот роман всё же издавали еще в советские времена. А вот «Немезиду» злодейские коммунисты от читателей утаили! Так что компановка получилась с точки зрения завлекательности вполне удачная: можно поностальгировать, перечитывая один роман, и узнать «нового» Азимова, читая другой. Правда, тематически произведения трудно назвать однопорядковыми. Видимо, сюжетная и содержательная эклектика стала платой за маркетинговую привлекательность.  

Читать полностью
Все отзывы (8)

Книги Айзека Азимова

Цикл о детективе Элайдже Бейли и Р. Дэниеле Оливо:

  • «Мать-Земля» (повесть), 1949;
  • «Стальные пещеры», 1954 — Элайджа Бейли работает в полиции в подземном городе, он порядочный гражданин и хороший семьянин. По долгу службы ему придется сотрудничать с Дэниелом Оливо — представителем одной из бывших колоний Земли, в которой жизнь не скрывается под поверхностью планеты;
  • «Обнажённое солнце», 1956 — Бейли вырос в закрытом пространстве, поэтому перспектива посетить другую планету его не радует. Но именно к нему обратятся «космониты», ведь он единственный из землян, кто успешно сотрудничает с человекоподобным роботом;
  • «Зеркальное отражение» (рассказ), 1972;
  • «Роботы Зари», 1983;
  • «Роботы и Империя», 1985;

Цикл «Транторианская Империя» — история становления межгалактической империи в альтернативной версии будущего. Интриги, убийства и космические путешествия героев ждут читателей в этой серии:

  • «Звёзды как пыль», 1951;
  • «Космические течения», 1952;
  • «Камешек в небе», 1950;
  • «Тупик» (рассказ), 1945;

Цикл «Основание» — в недалеком будущем ученый Гэри Селдон разработает новую науку, психоисторию, с помощью которой может предсказывать будущее. В будущем человечество ждет падение Империи с последующим упадком, которого нельзя допустить. Основание — это организация, основанная Селдоном, которая в положенное время должна возродить цивилизацию:

  • «Прелюдия к Основанию», 1988;
  • «Путь к Основанию», 1993;
  • «Основание», 1951;
  • «Основание и Империя», 1952;
  • «Второе Основание», 1953;
  • «Край Основания», 1982;
  • «Основание и Земля», 1986;

Цикл «Лакки Старр» (под псевдонимом Пол Френч):

Цикл «Норби» (в соавторстве с Джанет Азимовой):

  • «Норби, запутанный робот», 1983;
  • «Другая тайна Норби», 1984;
  • «Норби и потерянная принцесса», 1985;
  • «Норби и захватчики», 1985;
  • «Норби и ожерелье королевы», 1986;
  • «Норби ищет злодея», 1987;
  • «Норби спускается на Землю», 1988;
  • «Норби и великое приключение адмирала Йоно», 1989;
  • «Норби и старейшая драконица», 1990;
  • «Норби и придворный шут», 1991.

Детективы:

  • «Дуновение смерти», 1958;
  • «Детективы Азимова» (сборник), 1968;
  • «Истории Чёрных Вдовцов», 1974;
  • «Убийство в Эй-Би-Эй», 1976;
  • «Ключевое слово и другие детективы» (сборник), 1977;
  • «Другие истории Чёрных Вдовцов» (сборник), 1980;
  • «Журнал Чёрных Вдовцов» (сборник), 1980;
  • «The Union Club mysteries» (сборник), 1983;
  • «Banquets of the black widowers» (сборник), 1984;
  • «Исчезающий человек и другие детективы» (сборник), 1985;
  • «Лучшие детективы Айзека Азимова» (сборник), 1986;
  • «Головоломки Чёрных Вдовцов» (сборник), 1990;
  • «Возвращение Чёрных Вдовцов» (сборник), 2003.

Научная фантастика:

  • «Я, робот» (сборник), 1950;
  • «Конец Вечности», 1955;
  • «Путь марсиан и другие рассказы» (сборник), 1955;
  • «На Земле достаточно места» (сборник), 1957;
  • «Девять завтра» (сборник), 1959;
  • «Остальные рассказы о роботах» (сборник), 1964;
  • «Фантастическое путешествие», 1966;
  • «Сквозь стекло ясное» (сборник), 1967;
  • «Приход ночи и другие рассказы» (сборник), 1969;
  • «Лучшая новинка» (сборник), 1971;
  • «Сами боги», 1972;
  • «Ранний Азимов» (сборник), 1972;
  • «Мать-Земля»;
  • «Покупаем Юпитер и другие рассказы» (сборник), 1975;
  • «Двухсотлетний человек и другие рассказы» (сборник), 1976;
  • «Совершенный робот» (сборник), 1982;
  • «Роботы зари», 1983;
  • «Ветры перемен и другие рассказы» (сборник), 1983;
  • «Грань будущего» (сборник), 1985;
  • «Такой прекрасный день», 1985;
  • «Робот, который видел сны» (сборник), 1986;
  • «Фантастическое путешествие II: Место назначения — мозг», 1987;
  • «Азазел» (сборник), 1988;
  • «Немезида», 1989;
  • «Приход ночи», 1990;
  • «Мечты роботов» (сборник), 1990;
  • «Уродливый мальчуган», 1992;
  • «Позитронный человек», 1993.
Читать полностью
Свернуть текст