Мы выяснили, что за платья носили Наташа Ростова, Татьяна Ларина и Анна Каренина
«Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами».
«Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях».
Действие романа Льва Толстого происходит в начале XIX века, в так называемую эпоху ампира. В это время исчезли кринолины, парики и корсеты, был взят курс на античность. Характерными чертами женского образа стали платья с завышенной талией и причудливые прически. Наряды, открывающие руки, плечи и грудь хоть и выглядели совершенно безнравственными в глазах старшего поколения, но были любимы светской молодежью. Так, в нескольких сценах романа Толстой называет Элен «голой».
Пушкинский роман в стихах начинается в 1819 году и заканчивается в 1825-м. Моду все еще диктует ампир, но уже немного изменившийся. Талия стала опускаться ниже, в гардеробах светских дам снова появились корсеты, а украшения на платьях и головные уборы стали куда более яркими и броскими по сравнению с 10-ми годами.
«...Корсет носила очень узкий
И русский Н, как N французский,
Произносить умела в нос...»
Григорий Александрович Печорин отличался разнообразием вкусов. Он увлекался и таманской контрабандисткой, и горской княжной, но мы сосредоточимся на наиболее «классических» для русской литературы образах Веры и Мери.
Эти дамы наверняка были одеты по моде 40-х, где главным стилем был романтизм. Пышные юбки, широкие рукава, аккуратные прически и обязательно головные уборы — вот характерные элементы романтической моды.
Дамы Печорина могли бы выглядеть так:
«Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий...»
Действие романа Тургенева разворачивается в середине 1859 года, близка знаменитая крестьянская реформа, меняются социальные течения, женщины перестают быть просто украшением мужчин и пока тихо, но уже твердо заявляют о своих правах. Вот только в костюме это никак не отражается. Неудобные громоздкие кринолины и узкие корсеты по-прежнему популярны, хорошо хоть юбка стала чуть короче и рукава, пусть и широкими, но не такими пышными.
«Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью. Все платье было обшито венецианским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос...»
Драма Анны Карениной происходит в 70-х, мода в этот период менялась из года в год, постепенно исчезали лишние украшения, сужались юбки, не за горами была изящная Викторианская эпоха. Однако несколько вещей оставались неизменными — Анна наверняка носила высокую прическу и тюрнюр (специальную подушечку, использовавшуюся для придания платью пышности сзади).