9 ноября, 2020

Секс, феминизм и рок-н-ролл

Рассказываем о «свингующих шестидесятых»

Карнаби-стрит, центр «Свингующего Лондона». Источник фото: Британский национальный архив

В издательстве «Эксмо» выходит книга «Любовь» Анджелы Картер — писательницы, вошедший в топ-10 лучших британских авторов по версии The Times. Картер называют мастером современного готического романа, однако в «Любви» ей не пришлось использовать сверхъестественные элементы, она всего лишь рассказала о героях, которые совсем не понимают друг друга, но боятся разрушить отношения.

Действие книги происходит в эпоху, когда хиппи призывали «заниматься любовью, а не войной», а главными кумирами поколения были Мик Джаггер и Джон Леннон. Мы решили напомнить, в каких декорациях создавался любовный треугольник героев Картер: Эннабел, ее мужа Ли и его брата Бозза.

Любовь Анджела Картер 229 ₽ Купить на Литрес

Свингующее десятилетие

Это было время подъема и воодушевления. Позади остались две мировые войны, и уже выросло поколение, которое не застало их тягот. Катализатором культуры 60-х стало возрождение экономики после периода жестких ограничений. Социальная активность росла, а одежда становилась все короче, и на этот раз совсем не из-за недостатка тканей. Женщины вдруг поняли, что имеют право демонстрировать свое тело, а стандарты красоты могут быть очень разными. На обложках журналов 60-х красовались такие непохожие друг на друга британские супермодели, как Твигги и Джин Шримптон.

Лондон стал одним из центров свингующей культуры. Старушка Англия вдруг превратилась в модную мекку. Успех таких всемирно известных групп, как The Beatles, Pink Floyd и The Rolling Stones, в Штатах называли «британским вторжением».

Время хиппи

На волне интереса к рок-н-роллу сформировалось движение, которое оставило серьезный след в молодежной культуре. Хиппи выступали против Войны во Вьетнаме, консьюмеризма, социальных стереотипов и религиозной морали. Чтобы вырваться из общества потребления, они нередко побирались или добывали еду на помойках, жили в палатках, домах на колесах или заброшенных зданиях. Хиппи сбивались в коммуны, отстаивали право на свободную любовь и резко осуждали любую агрессию. Многие становились вегетарианцами.

Пиком движения считается 1967 год, так называемое «лето любви», когда хиппи устраивали собрания во многих крупных городах Европы и США. «Дети цветов» эпатировали общество, занимаясь любовью в парках, раздавая цветы военным и раскуривая траву в общественных местах.

Культура хиппи дала миру немало интересного: от психоделической живописи с ее сюрреализмом до длинных юбок и распущенных волос, которые в своих коллекциях обыгрывал Ив Сен-Лоран. Однако у нее были и темные стороны. «Дети цветов» стали одними из первых вестников сексуальной революции (за что общество до сих пор им благодарно), однако контрацепция в то время была недостаточно надежной. В итоге беспорядочный и активный секс приводил к тяжелым болезням, нежелательным беременностям и калечащим абортам.

Сексуальная революция

В мае 1960 года в США была допущена к продаже первая противозачаточная таблетка, основатель «Плейбоя» Хью Хефнер открыл клуб для взрослых, а в Германии появился первый секс-шоп. Однако до сексуальной революции было еще далеко: «лекарство от беременности» прописывали только замужним женщинам с разрешения мужа, а такие места, как магазин секс-игрушек, были скорее редкостью, чем бытовой обыденностью.

По-настоящему битва за личную свободу развернулась, когда на авансцену вышли уже знакомые нам хиппи. Именно они активно пропагандировали контрацепцию, отделившую половой акт от деторождения. «Детей цветов» поддержали их более социализированные сверстники. Революция получилось самой настоящей. В 1968-м по Европе и США пронеслась волна студенческих забастовок. Среди прочего учащиеся университетов и колледжей требовали отменить строгие правила общежитий и разрешить юношам и девушкам спать вместе. В некоторых странах студентам даже удалось добиться своего.

Одним из итогов сексуальной революции стал пересмотр прав меньшинств. В ряде стран однополые отношения перестали преследоваться по закону. Следующим этапом борьбы стало разрешение гей-браков в некоторых государствах.

Марш свободы в Вашингтоне. Источник фото: wikipedia.org

Вторая волна феминизма

Сексуальная революция не была бы возможна без поддержки феминисток. Многие достижения суфражисток начала XX века стерли Вторая мировая война и резкий рост рождаемости, случившийся сразу после нее. Женщины формально обладали теми же правами, что и мужчины, но многие из них бросили работу или были уволены ради того, чтобы сидеть с детьми. Так они оказывались в социальной изоляции, запертые в четырех стенах собственного дома. Почувствовать неправильность ситуации им помогли книги Симоны де Бовуар «Второй пол» и Бетти Фридан «Загадка женственности».

Феминистки второй волны боролись с фактическим неравенством, связанным с невозможностью работать вне дома, отстаивали декриминализацию абортов и право на самостоятельное использование контрацепции. При этом из круга вопросов, которые ставили перед собой белые женщины, практически исключались те проблемы, с коими столкнулись афроамериканки и представительницы других национальных меньшинств, после войны массово подвергшиеся стерилизации. Дискуссии, шедшие во время второй волны, подтолкнули общество и к межрасовому диалогу.

Феминисткой себя считала и Анджела Картер, автор «Любви». И с этого ракурса ее роман — это не только описание тяжелых отношений, лишенных тепла и взаимопонимания, но и история о свободе выбора.