Книга, которую ждали 40 лет
Вы, возможно, уже знакомы с творчеством Пенелопы Фицджеральд по роману «Книжная лавка» и его замечательной экранизации 2017 года с Эмили Мортимер в главной роли. Если нет, то советуем восполнить этот пробел, а пока мы расскажем о другом шедевре Фицджеральд — «В открытом море».
Книга начинается в духе «Записок Пиквикского клуба» Диккенса. Хозяева старых барж — плавучих домов, пришвартованных в Баттерси-Рич, — встретились, чтобы обсудить большое событие в жизни их сообщества. Владелец «Дредноута», художник-маринист Уиллис, просит своих соседей об услуге: не говорить никому, что на его барже есть существенные неполадки. Пустяковая просьба. Но герои еще не знают, что эта маленькая ложь окажется сущим пустяком по сравнению с грядущими событиями, которые в корне изменят жизнь каждого из персонажей.
Данная книга стала третьим по счету романом писательницы. Фицджеральд, родившаяся еще во время Первой мировой войны, довольно поздно взялась за крупную прозу. Ее дебютный роман «Золотой ребенок» (The Golden Child) был напечатан только в 1977 году, а уже в 1979-м «В открытом море» завоевал престижную Букеровскую премию, обойдя произведения двух будущих нобелиатов: Уильяма Голдинга и Видиадхара Найпола.
В этом материале мы расскажем, чем примечательна книга «В открытом море» и почему ее стоит прочитать.
Произведения писательницы добрались до российского читателя лишь в 2017 году, спустя 40 лет после публикации на английском языке. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Пенелопа Фицджеральд всегда была тихим автором, тихими были и ее книги. Букеровская премия стала единственной серьезной наградой за ее долгую и плодотворную жизнь. Чем же она так подкупает читателя?
Возможно, все дело в том, о ком и как писала Фицджеральд. Среди ее героев нет самых сильных, самых красивых, самых успешных. Зато есть романтики, тихие и незаметные неудачники, способные на искренние чувства. Сама Фицджеральд любит и лелеет своих героев, она понимает и принимает каждого из них таким, какой он есть: несуразным, заложником собственных слабостей и привычек, неспособным принять решение, нежелающим что-то менять.
Писательница сумела тонко, но детально изобразить минувшую эпоху, не превращая роман в учебник истории. Спокойная проза Фицджеральд имеет мало общего с тяжеловесными произведениями ее титулованных предшественников. «В открытом море» не рассказывает, но показывает читателю полный контрастов Лондон конца бурных 60-х.
Герои романа так или иначе обращают свои взгляды в прошлое: кто-то посредством воспоминаний, а кто-то — отправляясь на «кирпичную экспедицию», чтобы выудить из прибрежного ила ценные артефакты. Эти акценты, умело расставленные Фицджеральд, позволяют погрузиться в атмосферу прежнего, уже ушедшего Лондона, и почувствовать настроения его обитателей.
Нельзя не отметить, как глубоко чувствует своих героев автор. Сдержанными, но точными мазками Фицджеральд создает яркий психологический портрет каждого участника событий. Хитрость в том, что истории и характеры персонажей писательница передает через взгляды со стороны. Герои наблюдают друг за другом, подмечают важные мелочи, из которых и складывается образ каждого из них.
Так, к примеру, мы узнаем, что в кармане Ричарда всегда найдется чистый носовой платок, и такая обстоятельность характерна для него во всем: его баржа самая опрятная из всех, у него есть постоянная работа и супруга. Однако у привычек героя есть и обратные стороны, которые вряд ли делают его счастливее.
Или взять Мориса — жизнерадостного, общительного повесу, всегда готового выслушать, поддержать и шутить так долго, чтобы гости не заметили, что хозяин «Дредноута» долго возится с мидиями. За этой веселостью скрывается заблудившийся человек, который боится брать на себя ответственность и принимать важные решения.
В основу творчества писательницы легли ее собственные жизнь и опыт, поэтому все события и эмоции, которые испытывают персонажи «В открытом море», так достоверны. Фицджеральд знала, о чем пишет, ведь она сама некоторое время проживала в одной из таких барж.