Тата Алатова — автор романов «Тэсса на краю земли» и «Идеальная Эльза» дала нам интервью, в котором рассказала про борьбу с «литературным кризисом», поиск вдохновения и своих любимых персонажей.
Как начался ваш авторский путь?
Наверное, с того, что я родилась. Серьезно, я писала всегда, сколько себя помню. В детстве у меня даже были фанфики по гардемаринам, например, а к концу школы я написала свою первую книгу, которую теперь читать совершенно невозможно, такой наивный примитивизм.
Но потом взрослая жизнь на много лет закрутила меня, и тексты оставались в компьютере, я не пыталась их никому показывать и даже не сохранила в итоге. Писать в интернете я начала с фанфиков, с той серии, где прозрачная слеза скатилась из голубого глаза Деймона Сальваторе (сериал «Дневники вампира»). И понеслось — первые отзывы, первые читатели. Так что именно читатели в один момент взяли меня за руку и утащили в новый, удивительный мир. Без них все было бы куда скучнее.
С какими сложностями вы столкнулись при написании первой книги?
Полагаю, школа и уроки очень отвлекали меня. Вру, не очень, я была троечником.
Какой формат книг вы предпочитаете? Бумага или электронная/аудио?
Сама я слушаю аудио, это супер-удобно, особенно если тебе надо заняться какими-то очень нудными вещами вроде уборки или готовки. Когда нет хорошей озвучки, читаю электронные варианты. Что касается бумаги, то уже и не помню, когда в последний раз держала в руках настоящую книгу. Энциклопедию по истории моды, возможно, с картинками — в процессе написания «Дочери атамана».
Кто из авторов вас вдохновляет?
В основном, почему-то, британцы: Терри Пратчетт, Вудхауз, Бернард Шоу, их я могу перечитывать бесконечно. Фредерик Бакман удивительно прекрасен. Под настроение прекрасно ложится Тана Френч с ее меланхолическими детективами. А еще я нежно люблю литературу советского периода — «Два капитана», «Девчата», Ильфа и Петрова, Булгакова, Шварца, Вампилова, Айтматова.
Как преодолеваете трудности «литературного кризиса»?
Читаю читательские отзывы на мои книги, ною в соцсетях, напрашиваюсь на утешения и комплименты. И сразу становится тепло и благодарно. Так и хочется писать больше, писать лучше, писать интереснее.
В этом интервью мы бы хотели познакомить читателей с вашим романом «Тэсса на краю земли». Место действия романа — город Нью-Ньюлин. Как он был придуман?
Нью-Ньюлин мне приснился — целиком и полностью, вместе с гранитными скалами, вздыхающим внизу морем, старым замком и его обитателями. Утром мне оставалось только прописать на маркерной доске всех действующих персонажей, и они немедленно зажили своей жизнью.
Насколько сильно роман изменился в процессе редактуры?
Нью-Ньюлин был написан стремительно, в каком-то упоительном полете, в невесомости. Возможно, поэтому я возвращаюсь к этой истории снова (скорой стартует третья и заключительная часть трилогии) — мне хочется еще немного побыть рядом с удивительными персонажами, которые сами ко мне пришли, по собственное воле.
Кто ваш любимый персонаж в книге и почему?
Наверное, Холли Лонгли, отчасти он мое альтер-эго. Беспечный художник, легкомысленный, самовлюбленный. Человек, который отказывается проживать жизненные драмы, избегает их всеми путями, но все равно временами проваливается в них. Он немножко демиург, немножко волшебник, и суть в том, что только глубокие переживания делают твое творчество глубже.
Роман «Тэсса на краю земли» написан легким языком, но назвать его сюжет легким было бы неверно. Тут и тема про отверженных людей, и сильная главная героиня, которая мучается кошмарами из-за совершенной ошибки. Вы изначально планировали затронуть эти темы или они возникли в процессе написания?
Чувство вины — одна из самых разрушительных эмоций, она способна стереть тебя в порошок. Да, мне сразу хотелось пройти с Тэссой этот путь, дать ей спутников, которые облегчат дорогу. Хотелось поговорить о том, что чем больше на твоих плечах ответственности, тем глобальнее твои ошибки. Что важнее, добро, которое ты успела совершить, или зло, которое обрушила на людей? Есть ли такие весы? Взвешивает ли хоть кто-то? Как всегда, ответ внутри нашей головы — ты сам себе судья и сам себе спаситель.
Что касается остальных персонажей, отвергнутых внешним миром, — нам всем порой надо место, куда можно убежать, где можно спрятаться хоть на время. И Нью-Ньюлин именно такой приют для всех, кому тревожно и неуютно.
Как были придуманы герои романа «Тэсса на краю земли»? Есть ли у них реальные прототипы?
С реальными прототипами такая загогулина: ты собираешь персонажей неосознанно. Немножко стибрил у одного, немножко у другого, какие-то истории, люди, события из реальной жизни перевариваются в твоем подсознании, а потом тебе кажется, что ты придумал своих героев с нуля. Но, конечно, это не так. Однако проработать, чьи лапы, а чей хвост, — у меня почти никогда не получается.
Поделитесь с нашими читателями, о чём будет ваша следующая книга?
Да вот о Нью-Ньюлине и будет. «Фрэнк на вершине горы», — финальная точка истории. Три главных персонажа, три книги, всем поровну.