Александр Валентинович Вампилов

Вампилов Александр — русский писатель XX века, автор драматических и прозаических произведений. Появился на свет в 1937 году в Иркутской области.

В школьные годы Вампилов увлекался музыкой — играл на гитаре и домбре. Александр Валентинович получал образование в Иркутском государственном университете на филологическом факультете. Литературная карьера Александра Вампилова началась, когда он был студентом третьего курса: в 1957 году в студенческой газете увидел свет его рассказ «Персидская сирень». Спустя два года писатель стал работником областного печатного издания «Советская молодежь» и прошел путь от литературного сотрудника до ответственного секретаря.

В 1961 году был издан первый юмористический сборник Александра Вампилова «Стечение обстоятельств», ставший единственной изданной книгой при жизни автора. В дальнейшем писатель работал над пьесами: «Утиная охота», «Прощание в июне», «Провинциальные анекдоты» и другими.

В 1965 году Александр Вампилов приехал в Москву и был зачислен на Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. В 1972 году театры заинтересовались пьесами Вампилова и были готовы показывать их в столице. Однако Александру Вампилову не суждено было вкусить плоды своего творчества.

В 1972 году жизнь Александра Вампилова трагически оборвалась: он утонул в озере Байкал. Писатель ушел из жизни, не дожив до своего 35-го дня рождения всего два дня.

Читать полностью Свернуть текст

Отзывы

Утиная охота
На книгу Утиная охота

Невоплощение мечты

«Утиная охота» одна из самых известных пьес Александра Вампилова, в ней он исследует нравственные особенности атмосферы своего поколения. Благодаря этому произведению в литературе появилось такое понятие как «зиловщина», которое характеризует циничных, эгоистичных людей, которые не понимают для чего живут.
Сам Вампилов называл свои пьесы, как и Чехов, комедиями, но комического в них настолько мало, что правильнее было бы назвать их трагикомедиями, в которых основная тема – невоплощение мечты. Это не сбывшаяся мечта о простом счастье, о любви, о дружбе, о жизни, наполненной смыслом и верой.
Действие пьесы длится один день, но этот день включается в себя шесть воспоминаний главного героя – Виктора Зилова, и так получается, что за сутки мы узнаём всё об этом персонаже.
Виктор Зилов типичный представитель «эпохи застоя». У него нет целей, он потерял все идеалы, это человек, который ни к чему не стремится. Зилов не живёт, он существует. Даже было бы точнее сказать, что он не умеет жить, а штампует её и играет. Играет со всеми: с женой, с любовницей, с друзьями, с коллегами, проявляя при этом самые худшие человеческие качества. На работу он ходит по инерции, в дружбе проявляет высшую степень цинизма, а любовь женщин к себе воспринимает как должное.
Зилова можно сравнить с демоническим Печориным, который не умеет ничего создавать и созидать, а только разрушает и чужие судьбы, и свою. Трагизм Зилова в том, что он уже не способен не играть. Он не помнит каким должно быть это искреннее, подлинное и настоящее. Даже покончить жизнь самоубийством он решает не от безысходного отчаяния как может показаться, а лишь для того, чтобы проучить друзей, воплотить их шутку в жизнь, или наоборот, в смерть. Если играть, так играть до конца.
Но в отличие от Лермонтова Вампилов даёт своему герою шанс, для этого он включает сцену то ли с плачем, то ли со смехом Зилова. В конце мы видим только его беззвучно трясущуюся спину, в этот момент автор предлагает решить читателю вопрос: действительно ли Зилов потерянный человек? От того плачет Зилов или смеется и зависит способен он к возрождению или нет.
Прочитав эту пьесу, каждый может задать себе вопрос: А зачем живу я?      

Читать полностью

Рецензии СМИ

Утиная охота. Пьесы. Рассказы

Александр Вампилов. Утиная охота. Пьесы. Рассказы

Серия «Библиотека всемирной литературы» когда-то считалась украшением любой квартиры. И сегодня это брэнд... Том произведений драматурга-«шестидесятника» Александра Вампилова его вполне достоин: признанный классик, погибший в 34 года, он смог оставить достаточно весомое наследие, фактически реформировав театр своего времени, поднявшись над пространством соцреализма в культурный универсум. При этом в его текстах продолжаются лучшие традиции классической русской литературы. Герои Вампилова — разочарованные интеллигенты в поисках смысла жизни, самоотверженные девушки, готовые прощать вновь и вновь, погрязшие в вещизме обыватели и люди из народа, носители природной мудрости. Сложные психологические отношения, неоднозначные оценки, портрет «потерянного поколения», хемингуэевские мотивы... Все это бесконечно далеко от классового принципа в литературе и ура-патриотизма, но по-прежнему актуально. Кстати, Вампилов, будучи студентом МГУ, проходил практику в минской газете «Знамя юности», здесь у него возникали замыслы первых пьес. Белорусский режиссер Валерий Анисенко ставил произведения Вампилова, еще когда они были полузапрещены... Но одно дело — спектакль, другое — вчитаться в авторские тексты, чтобы встретиться с любимыми героями, знакомыми по экранизациям и постановкам: Валентиной из Чулимска, терпеливо чинящей калитку; с Зиловым из «Утиной охоты», получающим венок на собственные похороны. Cо студентом Бусыгиным, в поисках ночлега выдающим себя за старшего сына случайного человека и нашедшим в его доме семью.

Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Источник: sb.by

Читать полностью