Книги британского писателя-постмодерниста Джона Фаулза, несмотря на неоднозначные мнения критиков, по-прежнему находят своих читателей по всему миру. Экранизировать его многослойные работы — задача сложная, но от этого еще более притягательная. Смельчаков, способных взяться за это дело, не так много — и все они в нашей подборке.
Год: 1984
Режиссер: Роберт Найтс
Повесть о противостоянии рассудительности, что держится на условностях, и старых добрых страстей вышла на экраны спустя 10 лет после появления своей бумажной версии.
Художник-абстракционист Дэвид Уильямс (Роджер Рис) отправляется собирать материалы для книги об эпатажном и презирающем современное искусство Генри Бресли (Лоуренс Оливье). В стенах поместья Котминэ он встречает двух красивых и талантливых художниц — любовниц старого «дракона». А в Париже его ждет молодая жена. Выбор между влюбленностью и долгом становится для Дэвида настоящим испытанием, способным навсегда изменить его жизнь и творчество.
Хотя сценарий Джона Мортимера довольно близок к тексту оригинала, а актеры неплохо справляются со своими образами, картина, номинированная на премию «BAFTA» за саундтрек и режиссуру, не взяла ни одной награды. А все внимание зрителей, кажется, было приковано к обнаженным девушкам: вызывающей поп-звезде Тойе Уиллкокс (в роли Уродки-Энн) и загадочной Грете Скакки (Мышь-Диана).
Год: 1981
Режиссер: Карел Рейш
Самому коммерчески успешному роману писателя повезло и с экранизацией. Мелодрама с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях получила множество лестных отзывов и сразу несколько престижных наград, но стоила и больших трудов. После многочисленных неудачных попыток написания сценария по произведению британского постмодерниста, Фаулзу далеко не с первого раза удалось уговорить Карела Рейша взяться за эту авантюру.
Идея режиссера распределить две из трех авторских концовок истории между двумя сюжетными линиями оказалась, как ни странно, выигрышной. В итоге, после кропотливой работы сценариста-виртуоза Гарольда Пинтера, Айронсу и Стрип пришлось сыграть по два персонажа: в викторианской Англии они представляют палеонтолога Чарльза Смитсона и женщину с сомнительным прошлым Сару Вудрафф, а в современной Америке — они всего лишь актеры, исполняющие эти роли. Самое интересное, конечно же, начинается тогда, когда реальность и вымысел вдруг переплетаются и смешиваются.
Год: 1968
Режиссер: Гай Грин
В свое время «Волхв» (в других переводах «Маг») вошел в сотню самых читаемых книг Великобритании. Роман, написанный Фаулзом еще до знаменитого «Коллекционера», был опубликован вторым и так или иначе упоминается или цитируется во всех последующих.
Фильм Гая Грина, вышедший всего через три года после публикации книги, уникален тем, что это первый и последний опыт привередливого писателя в качестве сценариста. Вот только опыт этот оказался неудачным: экранизация не понравилась ни Майклу Кейну, сыгравшему главную роль, ни самому Фаулзу.
Опасное приключение, в которое попал учитель Николас Эрфе на вымышленном греческом острове Фраксос, пришлось слегка подсократить, исчезли также и некоторые второстепенные персонажи. Энтони Куинн, уже имея в своей копилке два «Оскара», мастерски отыграл все маски «мага» Мориса Кончиса, но картину это, к сожалению, не спасло.
Год: 1965
Режиссер: Уильям Уайлер
Поклонники творчества Джона Фаулза знают, что популярность автору принес еще его дебютный роман. Но мало кому известно, что знаменитой экранизацией писатель остался недоволен, что и подвигло его на собственноручное создание сценария к «Магу».
Триллер Уильяма Уайлера хоть и смог заполучить целых три номинации на «Оскар» и две серебряные Каннские ветви за лучшую мужскую и женскую роли, всё же неизбежно упрощал задумку Фаулза. Находка с описанием преступления с точек зрения маньяка и жертвы оказалась слишком сложной для реализации на экране, Фредерик в исполнении Теренса Стэмпа выглядит слишком симпатичным для «Калибана», а Миранда обворожительной Саманты Эггар уже не кажется такой невинной, как ее книжная сестра. В то же время все параллели с шекспировской «Бурей» бережно сохранены сценаристами, благодаря чему атмосфера, царящая в доме Клегга и в «тюрьме» Миранды, передана во всех деталях: интерьер проработан до мелочей, а музыка Мориса Жарра (композитор «Привидения» с Патриком Суэйзи) порождает эмоции, сквозящие во взглядах главных героев, еще более объемными и пронзительными.