Романы Татьяны Трониной увлекательные истории. Как складываются ваши взаимоотношения с историями? Они снятся вам, преследуют вас, или вы сами их ищете, случайно натыкаетесь на них?..
Вы правильно заметили увлекательные истории. Именно такие я и стараюсь придумывать чтобы читатель не мог оторваться, пока не перевернёт последнюю страницу. Я не люблю классические любовные романы, где вся интрига держится только на том, поженятся в конце герои или нет. Для меня образцами являются две мелодрамы «Унесённые ветром» (что фильм, что книга) и фильм «Титаник». В первом случае романтическая история вплетена в сюжет гражданской войны, а действие в «Титанике» разворачивается на фоне грандиозной катастрофы.
Почему я считаю, что в мелодраме должны переплетаться, помимо любовной линии, ещё экшен и триллер? А потому, что чувства героев должны подвергнуться испытаниям. Ведь только настоящая любовь способна пройти их.
Поэтому у меня в романах часть действия, помимо современности, происходит и на фоне революционных событий в России («Роман с куклой»), и во время Великой Отечественной войны («Небесные очи»), и шпионские страсти задействованы («Бабочка на ладони»), и много чего ещё…
Истории я придумываю достаточно долго и сложно. У меня нет ста вариантов сюжета. Если меня озаряет какая-то идея, то она может быть воплощена только в ОДНОМ сюжете. В том, где максимально точно и достоверно всё продумано. Где события могут развиваться только так, и не иначе. Я знаю всё о своих героях внешность, характер, привычки. Они для меня абсолютно реальны, но, вместе с тем, они мне не снятся, и я не веду с ними никаких споров.
События проистекают из характера героя, конфликты возникают, когда герои вступают во взаимоотношения. Если чётко представляешь своих героев, сюжет развивается сам, я, как автор, только подливаю масло в огонь.
Можно ли литературу разделить на мужскую и женскую?
О да. Потому что женщинам нужны переживания, а мужчинам информация.
А писателей?
Да. И всё по тому же принципу. Но сейчас я скажу одну вещь, довольно кощунственную на первый взгляд… Именно женщины созданы для писательства. Это они, женщины, издревле сидели у очага, пока мужчины молча (чтобы не спугнуть зверя!) бегали с копьём в лесу за добычей.
Именно женщины рассказывали детям сказки, беседовали с подругами, сидевшими у того же очага. Говорить, рассказывать, делиться чувствами и наблюдениями, плести истории заложено в генетической программе женщины. И сейчас, посмотрите кто больше говорит? Женщины. Слово оружие женщины. Просто раньше женщине не позволялось отойти от очага. А сейчас она свободна. И она говорит уже для многомиллионной аудитории. Всё нормально, всё закономерно.
Недавно вышел ваш новый роман. О чём он?
Называется он «Белла, чао!», кстати.
Я так много вкладываю в каждый роман, что мне сложно ответить на этот вопрос. О чём, о чём… О любви, конечно. Она провинциалка, романтичная и пылкая, он циничный сценарист, живущий в Москве. Они абсолютно разные. У них не может быть ничего общего. Она чудесная девушка, а он гадкий, противный, мерзкий дядька. Ну что, что их могло соединить?! Сама не понимаю. Но оно возникает, это чувство, между ними и в огне его плавятся характеры моих героев. Они становятся другими, и, меняясь, меняют весь мир вокруг себя. А, да. У моей героини Беллы есть жених, тоже личность незаурядная. Просто так свою Беллу никому не отдаст, тем более какому-то столичному фрукту.
Почему женские романы так популярны у нас в стране? Женщинам не хватает романтики в жизни?
Нет, вовсе не поэтому. А потому, что сейчас, именно сейчас альтернативы-то нет. Ну что ещё читать? Детективы? Фэнтэзи?…
Фэнтези для молодёжной аудитории. Я не представляю, чтобы какая-нибудь почтенная мать семейства или утончённая бизнес-вумен взялась читать про какого-нибудь Арагорна, сына Араторна, который пошёл с друзьями-хоббитами в Мордор бороться с Сауроном за Кольцо всевластия…
Насчёт детектива. Лично у меня мнение, что детектив переживает кризис. Помните, какой расцвет детектива был в 90-х, начале нулевых? А теперь спад, мне кажется. А вот для любовного романа именно сейчас расцвет.
Жанры, они тоже испытывают взлёты и падения…
Многие не верят в любовь. Оно и понятно: свадьбы у нас чаще по залёту или расчёту, и, как пел Робби Уильямс в «The love supreme»: «Все лучшие женщины давно замужем, а симпатичные мужчины все геи». Что вы думаете по этому поводу?
Думаю, что у Робби проблемы, если ему так всё кажется.
Что же касается России, тот тут ситуация обратная наоборот, все слишком верят в любовь. Ради любви некоторые по трупам не боятся идти, детей своих в жертву готовы принести… Мне такая идеализация любви (будто она выше всего) сильно не нравится.
Настоящая любовь делает человека лучше, а не превращает его в обезьяну.
Да, любовь все ищут, а вот в брак вступить боятся страшно.
Почему мужчины не любят мелодрамы?
Вы слышали про великую и ужасную ЦА? ЦА это целевая аудитория. Для кого культурный продукт предназначен, то есть. Дешевле и логичнее сделать фильм для какой-то одной ЦА (либо для мальчиков, либо для девочек), чем нечто неопределённое, называемое «просто хорошее кино для всех». Иди потом, продай его… Может, случится так, что ни мальчики, ни девочки на него не пойдут. У коммерческих фильмов всегда идёт разделение по ЦА.
А вы-то, вы сами готовы добровольно посмотреть очередную часть «Трансформеров»? Я смотрела, за компанию с мужем и сыном. Ой, какой кошмар… И ведь даже заснуть во время просмотра нельзя такой грохот стоит!…
Это касается и книжного рынка и там всё на аудитории поделено.
Читаете ли современных авторов?
Я раньше читала больше. Как Сонечка у Улицкой, почти круглосуточно. Упоённо, не замечая ничего.
Сейчас читаю мало. У меня есть несколько любимых авторов и я, как честный человек и верная поклонница, хожу время от времени в книжный магазин и покупаю там бумажные книги, поддерживаю своих коллег.
Я не люблю книги, которые СДЕЛАННЫЕ. Это прямо чувствуется, как автор лепил их, сообразуясь с законами жанра и коммерческой выгодой. Они мёртвые. Герои в них вроде на людей похожи, а на самом деле манекены.
Я люблю книги РОЖДЁННЫЕ. Вот они искренние. Они живые.
Но! Найти живые книги сложно. Они могут прятаться как среди серьёзной авторской прозы, так и там, где развал глянцевых обложек.
Считается, что вот авторская проза она априори хорошая, а коммерческая она вся плохая, ради денег написанная. Это неправильно.
Даже больше того. И авторская проза сейчас она тоже раскручиваемый продукт для «вумных». Так что книга, которая может стать вашей любимой может прятаться где угодно…
Вы говорили как-то, что современным писателям не хватает мобильности. Кого вы имели в виду?
Если ты пишешь в определённом жанре, для определённой аудитории, и готов писать ещё много и долго надо опасаться авторского штампа. Это что такое?
Это когда автор из книги в книгу тащит один и тот же штамп. Почему такое случается? Написал автор книгу, другую, они прекрасны, они хорошо расходятся и давай в том же духе уже пятую-двадцатую ваять. И они тоже неплохие получаются, но читатель-то уже наизусть знает сюжет, героев (пусть у них и разные имена, другие профессии), то, где надо плакать, а где смеяться…
Подобные повторения отвращают от автора даже самых преданных поклонников. Этого нельзя делать тем более, в наше время, когда все хотят новенького и свеженького, когда темп жизни столь стремителен, и всё меняется, меняется…
Да, читатель любит постоянных героев. Но до определённого момента. После которого этот самый герой надоедает ему хуже горькой редьки.
Посещало ли вас хоть раз такое чувство сожаления после прочтения книги «Как жаль, что это написала не я»?
Нормальное, кстати, чувство для писателя. Бывает у многих.
У меня, по-моему, редко такое случается. Я могу сказать об авторе «Молодчина, это он всё правильно сделал!» Или «Ну что за ерунда, тут он перемудрил (или недотянул)!» Но жалеть, что это написала не я… Когда у меня уже есть собственные идеи, сюжеты, и их много?… Нет. Хотя идеи, они в воздухе носятся. Главное как воплотить.
Я Стрелец по гороскопу, знак Огня. Я горю собственными сюжетами, я верю в свою силу. Только я знаю, как надо. Ощущение, возможно, ошибочное, но именно оно подталкивает меня к работе.
Вы как-то упоминали, что герой нашего времени это пьющий невыспавшийся ходок по клубам, герой Сергея Минаева. А мне кажется, наоборот, это замкнутый в себе интеллектуально развитый домосед, не любящий толпу, почти социопат…
Не так.
В том жанре, в котором я работаю (жанр сентиментального, любовного романа) герой (он же прекрасный принц на белом коне, которого ждёт трепетная героиня) должен соответствовать современным стандартам.
Не беден, хорош собой, положительный.
Поэтому большинство авторов «сентименталки» своих принцев делают э-э… (нет, ну про олигархов уже не пишут, это совсем уж сказка, розовые сопли, неприлично даже, смешно!) …делают яппи, так скажем. Он или коммерческий директор, или исполнительный продюсер, или председатель холдинг-центра, прости господи…
А они на самом деле, эти яппи руководящие мне кажется, именно такие, какими обрисовал их Минаев. Циничные, часто пьющие, невыспавшиеся после ночи в клубе, ходоки и т.п.
А авторы их изображают прЫнцами. Не верю!
Но что же тогда, принцем дворника изображать? Или менеджера торгового зала? Да читательницы тогда взбунтуются! И бледный геймер со взором горящим (пересидел перед монитором) их тоже не вдохновит.
Я считаю, герой романа должен быть мужчиной состоявшимся, с одной стороны, с другой его профессия должна быть реальной. Той, от которой польза людям. Ведущий инженер-авиаконструктор. Начальник участка, где строится мост. Высококлассный хирург. Ну, и так далее… И у этого принца есть недостатки. Он реальным должен быть, живым!
Не хочу я ни читать, ни писать про бизнесменов. Вот такой мой взгляд на героя современной лав стори… возможно, я не права.
Вы часто пишете о том, что ни один мужчина не может быть верен женщине до конца. Это ваше мнение?
У меня нет какого-то одного мнения. Каждый раз, в каждом моём романе какая-то особая ситуация, со своими (разными!) героями. И вопрос верности-неверности решается в каждом отдельном романе по-своему.
Вообще, писатель не должен иметь слишком уж определённое мнение. Иначе он останется автором одной книги.
А в жизни верные мужчины есть. И их много! Они честные. Добросовестные. Порядочные. Немного занудные, да… Но именно такие и способны тянуть на себе воз семейных проблем. Только почему-то женщины очаровываются брутальными мачо… И сами потом из-за них слёзы льют.
Над чем вы сейчас работаете?
Роман под рабочим названием «Не такая». Придумала сюжет о супружеской паре. Живут давно. Вроде счастливы, а вроде нет. Хорошие люди, но каждый закопался в собственных проблемах, общего разговора не получается… Рутина заела. И старые обиды ещё!
И вдруг… Ох, как я люблю это «вдруг»! Чтобы всё смешалось, перевернулось с ног на голову, чтобы адреналин пошёл в кровь, чтобы свет пролился, ясно стало для чего живёшь и для кого.
Много чего там будет и страшного, и прекрасного. Будет огонь и будет вода. В воду, дома, кстати, решится рожать одна из героинь…
И будет настоящий подвиг. И награда тем, кто слушал своё сердце.
Вопросы задавала Любовь Гордеева
Источник: litrossia.ru