Встречи с авторами Подбор подарка
25 сентября, 2014

Диана Машкова: «Писателя и бизнесмена объединяет стремление сделать мир лучше»

В преддверии релиза книги «Большие люди ритейла», который пройдет в рамках саммита розничной индустрии Retail Business Russia & CIS 2014, ее составитель, писатель и журналист Диана Машкова рассказала New Retail, как готовилась энциклопедия российской розничной торговли.
Диана Машкова: «Писателя и бизнесмена объединяет стремление сделать мир лучше»

— Кто был инициатором этой затеи, кому пришла в голову идея создать книгу «Большие люди ритейла»?

— Эта идея пришла в голову Алексею Филатову из BBCG. Он справедливо отметил, что в современном российском ритейле нет такой объединяющей книги, которая охватила бы и руководителей, и собственников компаний. И тут я с ним согласна.

Cчитаю, что у нас в России бизнес-литература, в частности, книги, которые представляли бы сами бизнесмены, присутствуют в очень малом количестве. Особенно, если сравнивать с Америкой и Европой — там каждый уважающий себя бизнесмен считает своим долгом в итоге написать книгу. И это хорошо, потому что, прочитав такую книгу, начинающие предприниматели могут получить немало полезной информации, понять, какие человеческие качества и жизненные ситуации способствуют, а какие, наоборот, мешают успешному развитию дел, как нужно менять и достраивать собственный характер. Так что чем больше таких книг, тем лучше.

И нашим бизнесменам на это стоит обратить внимание — пора уже начать выделять чуть-чуть времени на то, чтобы переложить на бумагу накопленные знания и опыт. Это будет ценно для коллег, да и простому читателю все это интересно. Одно дело, когда знаешь компанию только как потребитель, как клиент, и совершенно другое, когда открываешь ее со стороны офиса и руководства — только тогда и начинаешь понимать, что движет этими людьми.

Одним словом, в BBCG решили, что нужно создать такую объединяющую книгу. И дальше начались переговоры с «Эксмо» и со мной. А потом нашим изданием заинтересовалась компания «Монделиз», которая стала спонсором проекта.


 Как вы разрабатывали концепцию книги?

— В прошлом декабре у нас в «Эксмо» вышла замечательная книга «Главные правила жизни». В ней мы собрали высказывания пятидесяти двух мудрых интересных людей, состоявшихся в искусстве, — Александра Ширвиндта, Валентина Гафта, Николая Дроздова, Владимира Познера, Галины Волчек и других. Эта книга была сформирована из цитат: мы со всеми встречались, беседовали о жизни, о творчестве, о человеческих ценностях, но в книгу в итоге входило не целое интервью, а отдельные самые яркие мысли.

И для «Больших людей ритейла» я предложила именно такое решение, понимая, что, во-первых, люди сейчас не могут много читать, потому что просто нет времени, и, во-вторых, такой подход дает возможность охватить как можно больше интересных персон.

Предполагалось, что в нашем издании будет 50-60 человек. С этого мы и начали, а потом, когда появились первые интервью, стало понятно, что их невыносимо жалко резать на куски. Ведь в «Главных правилах жизни» мы рассуждали о философии, о высоких идеях, а здесь люди рассказывали свои потрясающие истории — как именно они пришли в этот бизнес, что в их характерах и образе мыслей позволило вырваться далеко вперед. У каждого был свой уникальный сюжет, и от него было жалко отказываться.

Поэтому в итоге мы решили, что выпустим полные тексты интервью. Жаль, конечно, что таким образом у нас получилось не 50-60, а всего 25 человек, но, с другой стороны, для одной книги этого точно достаточно. А дальше с удовольствием сделаем продолжение, выпустим второй том — ведь многих интересных людей, без которых российский ритейл немыслим, мы еще не охватили.

— Как вы составляли вопросы для интервью? Что посчитали нужным спросить в первую очередь?

— Я человек, имеющий такое же отношение к ритейлу, как и любой другой покупатель. Поэтому перед каждым интервью долго готовилась, тщательно изучала и сами компании, и персон, ведь руководители очень часто определяют лицо компании. О ком-то это можно совершенно точно сказать, например, Сергей Галицкий — это лицо «Магнита», тем более, что он и основатель, и совладелец сети.

— Интервью с ним получилось очень ярким!

— Сергей Николаевич, в принципе. очень эмоциональный, экспрессивный и талантливый человек, там по-другому и не могло быть. А мне, со своей стороны, было важно проникнуть глубже официальной информации, отыскать сущность компании.

Как писателя меня всегда интересовали и интересуют высшие сферы. Получить актуальные сведения о любой компании в цифрах можно на страницах множества изданий и сайтов, посвященных ритейлу. А книга — это то, что создается не на неделю, как газета, и не на месяц, как журнал. Через год все цифры поменяются, у всех компаний будет другая капитализация.

Поэтому я старалась эти количественные показатели подать скорее в субъективном аспекте. Много, мало, большой рост, высокие показатели — подавать это в абсолютных числах нет никакого смысла, все это быстро устареет. Ритейл — очень динамичная область. А вот человек в журналах и газетах за этими цифрами виден не всегда.

Задача была такая — показать человеческое лицо компании. Нужно было сделать так, чтобы клиент увидел не только полки — полные или пустые, пол — грязный или чистый, сотрудников на кассе или за прилавком, но и тех, от кого все это исходит и существует. Было интересно понять, что лежит в основе замысла сети, какая идея.

Ведь каждого человека, занимающегося определенным делом, что-то на это толкает. Например, талант, который заставляет заниматься именно розничной торговлей, а не писать картины, условно говоря. В ритейле на этот счет вообще интересная ситуация.

Ритейл — это отражение истории нашей страны, новейшей истории, начиная с 90-х. В то время многие люди попадали в торговлю совершенно случайно, просто потому, что жизнь буквально заставляла идти на рынок — как Максима Ноготкова (компания «Связной») или Бориса Остроброда (компания SELA). И они своими личными ощущениями, своим опытом постигали эту сферу, отстраивали ее — не было же ничего вообще.

Откуда у советского ребенка, коими большинство из наших бизнесменов являлись, вдруг появлялись предпринимательские способности? Нужно же было додуматься до того, что именно и где купить, а потом наиболее успешно реализовать. Очень ограниченное число людей обладает гением предпринимательства. И те, кто обладают, совершили революцию. Причем она шла изнутри.

Люди жили в стесненных обстоятельствах, не могли заработать на жизнь своей основной профессией, но хотели реализоваться в материальном плане. И вот в какой-то момент у них проявляется внутренняя способность — идти в бизнес и развивать его.

То есть, по сути, вопросы были о человеке, о его идеях, характере, о целях и задачах. Это самое важное, на мой взгляд. Во-первых, должна быть идея. Во-вторых, должна быть внутренняя способность зажечь этой идеей других людей. В-третьих, должна быть наглость, чтобы начать ее реализовывать, находить на это средства, зарабатывать лично. Все в итоге танцует от человека. От лидера — на 90%, наверное. Хотя многие отнекиваются, говорят: «Да что вы, я только менеджер, а не целая компания, мы два совершенно разных механизма». Но на деле оказывается, что механизм один. Каков поп, таков и приход. По крайней мере, все очень тесно переплетено.

Мне казалось важным говорить о том, что движет, что мотивирует этих людей — и не только самого руководителя, но и его подчиненных. В бизнесе, вообще, в последнее время наблюдается одна-единственная тенденция — все уходит в психологию, в HR, в отношения между людьми. Если в компании эта составляющая выстроена правильно и сотрудники крепко держатся друг за друга, то компания будет процветать, потому что все люди горят одной и той же идеей, все заражены или заряжены — как угодно. Именно человеческий аспект стал для нас одним из важнейших.

— Какие открытия вы для себя лично сделали в работе над книгой?

— Я, честно говоря, ожидала, что найдутся какие-то общие особенности у всех людей, которые по желанию или по воле судьбы оказались в торговле. Мне казалось, что у бизнесменов ритейла нужно искать определенные схожие черты характера. Но очень быстро выяснилось, что таких черт нет!

Все они — абсолютно разные люди, индивидуальности, яркие личности. Наверное, единственное, что их объединяет как раз в этом — они яркие личности. Но по структуре характера, по манере общения, по внутренней психологии это совершенно разные люди.

Получился такой калейдоскоп, срез нашего современного ритейла, мозаика из разных людей и идей. Однозначно, у каждого из них есть чему поучиться, просто нужно улавливать, что именно подходит под твой собственный характер. Тот, кто будет читать «Большую книгу ритейла», совершенно точно сможет найти для себя если не путь, то, по крайней мере, направление.

И еще все эти люди невероятно вдохновляют. После разговоров с ними выходишь с горящими глазами и думаешь: «Нет ничего невозможного!» Понимаешь, естественно, что нужно приложить немало усилий, и истории всех компаний об этом говорят. Никому ничего с неба не падало. И вот еще одна причина привлекательности этого бизнеса — в нем действительно можно увидеть результат своего труда. Главное — не потерять дух компании. Как оказалось, именно идеология, душа компании держит ее и тащит вперед.

— Как долго шла работа над книгой?

— Мы начали работать в марте, а закончили к концу августа. Нельзя сказать, что очень быстро, но у нас были долгие сомнения с форматом книги: к мысли о том, что это будут полные интервью, мы окончательно пришли только летом, в начале июля.

И, разумеется, мне пришлось в авральном режиме пересматривать и уже после этого согласовывать с нашими героями все тексты. Благодаря высокому профессионализму редактора Лидии Ошеверовой, и предыдущему опыту совместной работы, все задачи удалось реализовать точно и в срок.

— Список бизнесменов был сформирован сразу?

— Да, но поскольку мы рассчитывали, что будет большее количество людей — 50-60, а не 25 — его пришлось значительно сократить. Были люди, без которых я не представляла себе этой книги — например, тот же Сергей Галицкий (сеть магазинов «Магнит»), Илья Якубсон (сеть дискаунтеров «Дикси»), Лев Хасис («Сбербанк») и другие. Но больше, конечно, списком занимались в BBCG.

— Все ли охотно соглашались на интервью? Может быть, кого-то приходилось уговаривать? Были ли отказы?

— Чтобы кто-то принципиально не хотел стать героем «Больших людей ритейла», я не припомню. Но зато прекрасно помню, как трудно было в большинстве случаев назначить время встречи. Например, я долго не могла увидеться с Сергеем Галицким, обратилась за поддержкой к Илье Якубсону, и Илья Адольфович мне помог.

— Как проходили интервью?

— Обычно беседа шла не меньше 40 минут, и то это — минимум, в условиях тотальной нехватки времени. Моей задачей было дать человеку возможность и время раскрыться, заговорить. Отвечать формально на формальные вопросы были готовы все — у каждого героя огромная практика бесед с журналистами.

Мне было важно увести разговор в сторону философии бизнеса, его психологии, внутреннего двигателя компании. Вот тогда нам становилось интересно, со многими беседовали подолгу, вдохновленные друг другом, как, например, с Сергеем Федориновым («Юлмарт»), Михаилом Кучментом (HOFF), Оскаром Хартманном (KupiVIP), Антоном Титовым («Обувь России») и другими.

Было очень много приятных, теплых бесед. С Борисом Остробродом мы два часа говорили, по его истории, вне сомнений, можно писать отдельную книгу. Да и в основе создания многих других компаний тоже лежит весьма непростой и увлекательный сюжет.

Но с кем-то было достаточно сложно — например, с Александром Малисом (компания «Евросеть»). На десятой минуте разговора я начала чувствовать себя человеком с критичным недостатком IQ, поскольку на все вопросы получала ответ в два-три слова. Такое ощущение, что все время спрашивала не то, не о том. Представляете, как сложно сделать полноценное интервью, если человек настолько сдержан?

Потом просто уговорила себя не паниковать и расценивать такую манеру общения как четкость и краткость. А дальше уже важна работа журналиста как психолога — если хочешь добиться подробностей, твое дело суметь расположить к себе и вывести собеседника на более серьезные и глубокие темы.

Кстати, было очень приятно общаться с Олегом Высоцким (сеть магазинов «Верный»). Казалось бы, в наше время все ниши в ритейле уже заняты, а ему удалось открыть новую сеть. У меня было ощущение настоящего счастья от того, что такие люди существуют, что они могут, не боятся, и вокруг них сложилась преданная команда, действительно, верная. За что ни возьмутся, все получается.

Конечно, они не берутся ракеты в космос запускать — делают дело, которое хорошо знают. Это очень важный принцип, который все время повторяют ритейлеры, да и на примере компаний это очень хорошо видно. 

— Что вам самой дала работа над этой книгой?

— Это было очень полезно с точки зрения саморазвития. У каждого из нас есть свой определенный мир: писатель пребывает в литературной среде, журналист общается со спикерами и другими коллегами-журналистами. У каждого, конечно, есть семья. Но не бывает такого, чтобы мы могли путешествовать между совершенно разными мирами: скажем, утром жить жизнью простых рабочих, а вечером на равных общаться с олигархами.

Поэтому для меня ценной была возможность попасть в другой мир — мир людей, которые заняты в жизни совершенно иным делом. И тем более найти определенную общность! В предпринимательстве невероятно много творчества — создание успешной компании, на мой взгляд, сродни созданию произведения искусства.

Кроме того, я всегда считала, что каждый человек — это Вселенная. Поэтому общение с людьми умными, решительными, индивидуальными бесценно для саморазвития. Наверное, важным открытием было и то, что многие люди в предпринимательской среде стремятся не просто к прибыли, но находят в своей работе и высокий смысл.

Многие предприниматели отмахиваются, говорят: «Мы работаем, зарабатываем, обеспечиваем себя, своих сотрудников, и все». Однако другие признают вслух (и мне было важно это услышать), что их задача действительно отчасти в том, чтобы, по мере сил, изменить окружающую действительность.

Ведь с появлением цивилизованной конкурентной торговли вырастает уровень жизни каждого человека. Люди начинает чувствовать себя иначе. Есть же разница — пойти в рыночный ларек, перепрыгивая через лужи, или попасть в светлый удобный магазин, в котором действительно чувствуешь себя человеком; потратить всю зарплату только на продукты или купить дешевле, благодаря ответственной и грамотной политике ценообразования.

Ритейл, так или иначе, стремится сделать мир лучше: для своих клиентов, для своих сотрудников, которые, работая в компании, при наличии порядочности и трудолюбия, быстро продвигаются вверх по карьерной лестнице. И у них, в свою очередь, тоже появляются возможности сделать лучше жизнь своих близких, родственников, друзей.

Этот эффект распространения благополучия присутствует везде, где налаживается финансовая стабильность. И чем больше людей в стране будет вовлечено в благополучие, в развитие, тем меньше будет социальных проблем, меньше будет страшных бед — алкоголизма, наркомании и прочего.

Нельзя сказать, что это прямое влияние, но косвенная связь, безусловно, есть. Ведь одно дело, когда человек не востребован и остается без работы, без средств к существованию, и совсем другое, когда он видит перед собой цель и возможности для профессионального роста. И это еще одна из важнейших составляющих в ритейле, все компании об этом говорят: «Мы учим, мы даем возможность развиваться и делать карьеру». Человек, пришедший в компанию, может быстро вырасти, приобрести новые функции и новую ответственность. А это не только профессиональный рост, но и личностный.

Ну и резюмируя ответ на ваш вопрос: общение с героями книги, людьми неординарными, сильными, дает толчок для колоссального личностного роста. Со своей стороны я приложила все усилия, чтобы сохранить этот удивительный эффект и в самой книге «Больше люди ритейла».

Беседовала Анна Петрошай

Источник: new-retail.ru

Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80461 книга
Сонеты Шекспира
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 80461 книга