Встречи с авторами Подбор подарка
31 января, 2025

«Фениксы и сфинксы» и итальянское Возрождение

Могла ли куртизанка стать моделью для образа Мадонны? Управляли ли женщины Возрождения своей судьбой или были лишь красивым приложением к мужчинам? И можно ли найти среди них столь же выдающихся личностей, как Лукреция Борджиа? Об этом и многом другом мы поговорили с автором книги «Фениксы и сфинксы» Софьей Багдасаровой.
«Фениксы и сфинксы» и итальянское Возрождение

Расскажите, как рождалась эта книга. Как вы решились на такую частично художественную историю после ярких, задорных, но, тем не менее, таких достаточно научных книг?

Моя самая первая книга не является научпопом, она скорее о сатире, юморе, каких-то рассказах, о древнегреческих мифах, их пересказе в современных реалиях, которые я дополнила иллюстрациями и научными аннотациями. И, в общем, здесь я повторяла тот же самый приём, только вместо сатирического пересказа мифологии, я сделала основной текст в другом жанре. Там был юмор, а здесь проза, такая патетика поэтическая, поэтическо-апокалиптическая речь.

Были ли героини, которых невозможно было включить, а очень хотелось по разным причинам, например, не хватило места?

Моё рабочее название книги, с которым я пришла в издательство, в итоге не пошло в работу, называлось «Кроме Лукреции Боджи», потому что, когда мы говорим о женщинах ренессанса, первая, кто приходит в голову любому человеку с минимальными знаниями, это именно Лукреция Борджа. И мне казалось это безумно скучным, потому что с этой женщиной связано очень много стереотипов, сплетен, мифов, и о ней писал Александр Дюма, и вообще кто о ней только не писал. И поэтому, кроме Лукреции Борджа, хотелось показать всех остальных женщин, которые вот были вокруг нее, какими они были.

Давайте поговорим о положении женщины в эпоху Ренессанса. Насколько эта тема, как мне кажется, действительно обросла огромным количеством мифов. Первый из них это абсолютное бесправие женщин. То есть они как прекрасные куклы, которых выдавали замуж без их согласия, которые ничего не могли сделать и так далее. Насколько это миф или насколько это реальность, и в каком сословии женщины имели хоть какие-то права? Может быть, в каком-то сословии они имели чуть больше прав, чем все остальные?

Если взглянуть на обстоятельства глобально, то ситуация с правами женщин во всем мире изменилась только когда им предоставили избирательное право, то есть в 20 веке. До 20 века ситуация везде была худо-бедно-плохой, ситуация менялась, но в разных сословиях было по-разному. А если брать Италию эпохи Ренессанса, надо помнить, что это государство, в котором существовали люди самых разных сословий. И что девушка-дочь крестьянина, девушка-дочь купца, девушка-дочь аристократа и девушка-монарха какого-то государства, у них совершенно разные права, например, если мы говорим о принцессе, то она разменная монета в династических браках, но у нее при этом есть преданное и ее родственники, если возникнет какая-либо проблема, будут ее защищать, потому что она является инвестицией в политику. Эпоха Ренессанса интересна тем, что в этот период высшие сословия были насыщены ученостью до такой степени, что этой ученость доставалась и девочкам. Когда у тебя много детей и мальчиков, и девочек, и ты их обучаешь, и если ты порядочный человек, то странно мальчикам подавать латынь, греческий и физику, а девочкам только азбуку. Нормальные родители к детям относятся примерно одинаково. Таким образом, в семьях итальянских гуманистов, сейчас словом гуманист мы называем человека, доброго, думает о других. В Италии слово гуманист означает человека, который занимается гуманитарными науками, по сути своей то, что сейчас мы называем интеллектуалом, интеллигентом. И вот как раз в Ренессансе и Италии было очень много гуманистов, которые полюбились в науке, стали учить этому своих детей. И таким образом возникло очень много образованных женщин.

Но образованные женщины возникали только когда у их родителей были ресурсы на то, чтобы давать образование. Помимо ресурсов на то, чтобы женщина получила образование, должна быть привычка. Родители, дающие девочке образование, должны понимать, что это нормально. И понятно, что в среде высшей аристократии, богатейших купцов, эта привычка выработалась раньше. Если мы идём к крестьянству, то там ситуация долго не менялась. Женщина должна уметь доить и рожать. И поскольку вопрос был как раз о свободе другой, на самом деле это очень честно связано с образованием, потому что образование это как раз один из симптомов вот этой вот свободы. Если твой отец достаточно любит тебя, чтобы нанять для тебя преподавателя по латыни, он и предоставит тебе возможность как-то регулировать свой брак. Хотя, конечно, всегда это определялось интересами семьи, независимо от сословия, они всегда были определяющими.

Какие интересные и неожиданные факты вы обнаружили во время своих исследований? Я думаю, что этого очень много, но, может быть, что-то вы сможете выделить, что вас шокировало, поразило?

Одна из историй, которая оказалась для меня шокирующей, я о ней не знала деталей, которые пригодились в первом из моих новелл. Первый из моих новелл рассказывает о любимой женщине, художника Филиппа Липпе. Это художник, который был монахом, и он похитил из монастыря монахиню, они не поженились, но жили вместе, у них был ребенок. И вот история о том, как он похитил монахиню, она одна из таких, скажем так, шлягеров римлянцев, то есть когда вспоминают любовные истории римлянцев, вспоминают эту историю, что вот он похитил её, она сбежала из монастыря.

А когда я стала читать документы, оказалось, что он не просто ее похитил, они жили по соседству, то есть монастырь же был через дорогу, через площадь от дома, она просто вышла из дома и перешла через дорогу, начала жить в другом доме. А удивительный был факт, что через неделю после того, как она сбежала к своему любовнику, остальные монахини из ее монастыря, ее подруги, делали то же самое. То есть они просто вышли из монастыря, перешли дорогу и стали жить в доме художника, а в монастыре там осталось три калеки, четыре старушки. Там было всего девять монахинь, это были очень маленькие монастыри.

И это какая-то удивительная история, потому что монахини пожили у него пару лет, а потом сказали, ну все, нам надоело, и вернули обратно в монастырь, и их обратно приняли в монашки. То есть это какое-то странное окончание любовной истории.

Есть понятие хороший вкус. Как считаете, можно ли как-то определить хороший или плохой вкус человека на произведение искусства и живописи? Как-то это вообще? Как вы для себя определяете, есть у человека вкус на какое-то искусство или нет?

Ну, это, знаете, то же самое, как с музыкальным слухом. Либо у тебя врожденный слух, либо у тебя вообще нет слуха, либо ты работаешь над собой, чтобы научиться слушать и понимать красоту, а люди с врожденным чувством эстетического прекрасного, это прекрасный дар. Но гораздо больше я уважаю людей, которые учатся, смотрят, и вот как в анекдоте про газон стричь 300 лет, вот если очень много-много-много всего смотреть, то твой вкус становится прекрасным, то есть вкус легко разработать, надо просто потратить на это время.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 81651 книга
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 81651 книга

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации