Что делает подростковый детектив по-настоящему живым? Не только преступления, тайные послания и зловещие локации — хотя в книгах Гульшат Абдеевой этого хватает. Главное — узнаваемые герои, честный взгляд на взросление и особая атмосфера, где каждый читатель чувствует: «Это про меня».
Мы поговорили с автором серии «Четвёрка из Трясины» о том, как она создаёт свои книги, почему подростки так тянутся к загадкам — и как сказка, записанная на кассету в четыре года, в итоге стала дорогой к настоящему писательству.
Что, по-вашему, отличает «Четверку из Трясины» от других детективных серий для подростков, и почему читатели должны выбрать именно ваши книги? Какой «секретный ингредиент» делает вашу серию такой особенной?
Возможно, упор на атмосферу, создание отдельного мира. Помимо динамики, интересных загадок, присущих жанру, «Четверка из Трясины» это истории про дружбу и про настоящую жизнь. Читатели узнают в героях себя, проходят те же этапы, сталкиваются с такими же проблемами.
Если говорить про то, почему люди должны\могут выбирать мои книги отвечу сначала для самих подростков: я очень хорошо помню свое взросление, поэтому легко описываю то, как живут ученики средних и старших классов.
Четверка из Трясины 419 ₽ На Литрес
Мои книги быстро читаются, потому что я прикладываю для этого много усилий, чтобы буквы-строчки превращались в «кино в голове». А еще в моих книгах нет самолюбования, каких-то многоэтажных конструкций, желания показать себя крутым автором.
Важнее всего для меня искренность и мастерство. Ответ для родителей звучит так: это современные книги о современных детях, они живые и динамичные, но наполнены важными смыслами и ценностями. Давая мои книги детям, можно не переживать, что они наберутся оттуда чего-то негативного.
Многие авторы говорят, что писать начали с детства, записывая свои истории на тетрадных страницах. А как было у вас?
Помню первую мысль, с которой все началось: мне было четыре и когда мне читали сказку, я подумала: «Я могу придумать так же». С тех пор я не сомневалась в своем предназначении, первую сказку написала в том же возрасте, а потом еще к прозе прибавились стихи: на русском и башкирском, а позже попытки написать что-то крупное.
Писать от руки долго и сложно, когда информация идет огромным потоком, поэтому я наговаривала свои сказки на кассеты. Ближе к окончанию школы я поверила взрослым, что выбирать нужно серьезную профессию, стала филологом, поступила в аспирантуру. Но в возрасте двадцати пяти меня отрезвило осознание, что жизнь идет, бежит, мчится, а мои мечты так и остаются где-то в режиме ожидания. Тогда я бросила учебу и начала писать свой первый роман.
«Четвёрка из Трясины» — это ведь ваш первый роман для подростков? Трудно было решиться? Как вы его создавали?
Да, это первое крупное произведение именно для подростков. Я боялась, что не справлюсь, что герои будут картонными, а их окружение декоративным, ведь я давно не была в обычных школах. Но оказалось, постоянного анализа и интернета достаточно, чтобы погрузиться в новые реалии. К тому же, меняется с годами лишь внешнее, а переживания и проблемы остаются почти такими же.
-15% Ловушка в библиотеке 599 ₽ 707 ₽ Купить в ЧГ
Решиться мне помог конкурс, который проводили издательство Эксмо и Союз детских писателей, но там был срок в три месяца, а объем значительно больше, чем я написала в итоге. С маленьким ребенком и другими проектами я понимала, что могу не успеть. И не успела, поэтому рукопись моя на конкурс не попала. Но я не огорчилась, я никогда не жду от мира, что он принесет мне что-то на блюдечке с голубой каемочкой, поэтому спокойно искала издателя для текста и в итоге попала-таки туда, куда больше всего хотела — в Эксмо.
Писала поздно вечером, когда засыпал сын (и спал без меня ровно час после этого). Выстраивала теорию, описывала для себя героев, «слушала» их и пыталась понять, чем они живут.
Насколько сложно было совместить юмор и захватывающую детективную линию, чтобы книга была интересна для детей от 10 лет?
Очень легко, когда какой-то частью себя ты так и не повзрослел. Я пишу для детей, потому что в душе сама остаюсь ребенком. А в жизни всегда очень много юмора, и чтобы писать весело для подростков, нужно просто быть искренним и подмечать неожиданные детали, противоречия, которые и делают нас людьми.
Нет особого юмора для подростков, есть умение не смотреть на них свысока. А с динамикой еще проще, книгу должно быть интересно писать, тогда она будет привлекать читателей. Неожиданными поворотами, сюрпризами и главный секрет здесь — многослойность. В детективах ничто не является тем, чем кажется и в рукаве у автора должно быть много козырей, чтобы без конца удивлять читателя.
В принципе, с таких идей и начинаются книги: «А что, если милая бабушка на самом деле шпионка?» или «Что, если самый грозный и мрачный герой — жертва?».
Что вдохновило вас на создание истории в летнем лагере? Были ли у вас собственные яркие воспоминания из детства, которые вы воплотили в книге?
Во второй книге мне захотелось сместить акцент с Трясины, чтобы погрузить читателей в свежие впечатления. Новые локации — это всегда новые возможности для сюжета, для выражения характеров героев.
Я несколько раз сама ездила в подобные лагеря и вспомнила ощущение от тех поездок. Но для «Ловушки в библиотеке» все пришлось изменить, потому что меня интересовали летние клубы, как их называют в Америке и Европе. Поэтому я изучала их сайты: от расположения зданий до меню. А потом долго смотрела влоги русскоязычных и не только детей, отдыхающих в таких клубах. «Олимпус» — это что-то среднее, сплав всех мест, о которых я нашла информацию.
Как вам удается создавать такие интересные и разнообразные загадки для юных детективов? Откуда вы черпаете вдохновение для своих детективных сюжетов и хитроумных загадок?
Думаю, все дело в том, что детектив — это всегда многоэтажная конструкция. Ты должен обмануть читателя и при этом разложить все улики у него под носом. Чтобы в конце он подумал: «А-а-а-а, так вот в чем дело и ведь намеки были!».
-15% Наоборотный мир 649 ₽ 766 ₽ Купить в ЧГ
Сказывается моя страсть к логическим задачам, обожаю решать их и еще больше, когда такие вопросы подкидывает жизнь. А еще очень помогает критическое мышление, когда жизнь — это анализ и разложенные по полочкам причины и следствия, очень легко переставлять их местами, чтобы придумать что-то интересное.
Чтобы нарушать правила, их нужно хорошенько выучить. Вдохновение я черпаю из неожиданных идей из серии «А что, если?», из новостей (третья часть серии, например, вдохновлена конкретной статьей), из жизни. Нет ничего веселее, чем запутывать читателя и вести его по ложному следу. Но отдачи это требует очень большой, в детективах каждая мелочь должна быть на своем месте.
Вы — лауреат литературных премий. Как премии и признание читателей влияют на ваше творчество, и что для вас является самой большой наградой как для писателя?
Я редко участвую в отборах для премий, потому что ожидание выкачивает из меня слишком много сил. Все победы случались тогда, когда я забывала о сроках напрочь, но это получается не всегда.
Премии — это приятно для моего эго плюс как признание профессионального сообщества. Но скажу честно, для меня гораздо важнее заслужить любовь читателей. Пишу я для них, а не для членов жюри.
Самая большая награда — это зарабатывать своим творчеством на жизнь и когда дети любят мои книги. Особенно те, которые не читали раньше! Вот это просто ошеломляет и вызывает эйфорию. А таких детей очень много, как и отзывов от них и их родителей. Но есть у меня и большая мечта, чтобы мои книги или одна из них стали настолько популярны, что их переведут на множество языков мира, они будут доступны всюду, а я спрячу в сюжет, в сам текст теплые объятия для каждого ребенка, которые в них нуждается.
Вы предпочитаете положительные отзывы или отрицательные? Что вас лучше мотивирует?
Отрицательные я не люблю это точно, получать их болезненно и неприятно в любом случае. Но есть адекватные, когда человек пишет — не понравилось, такие-то минусы и ты думаешь, хорошо, я уважаю ваше мнение. А бывает так, что автора нарочно хотят уязвить, что-то в тексте триггернуло, всплыла какая-то душевная боль огромная и все... Пошло-поехало, как говорится. Чем больше в негативном отзыве эмоций, тем с большей уверенностью можно сказать — человек сейчас говорит сам про себя, про свои страдания, обиды.
А вот положительные отзывы очень мотивируют! Особенно от родителей, которые восхищены тем, что ребенок читает и от самих подростков. Чаще всего их пишут на ЯндексКнигах и я иногда хожу туда порадоваться. Окунаюсь в теплую атмосферу искренности.
Какие советы вы могли бы дать юным читателям, мечтающим о карьере детектива или писателя?
Если бы я хотела стать настоящим детективом, я бы развивала необходимые для этого навыки, прокачивала наблюдательность, эрудицию, изучала технические новинки, то, как устроен этот мир и как основать свое агентство с юридической точки зрения.
А вот писателем стать проще, хоть и займет это больше времени. Нужно: постоянно писать, наблюдать за миром и людьми, изучать психологию, много читать (только то, что нравится). Очень важно изучать рынок: смотреть, что издают, какие бывают конкурсы, какие книжные ярмарки. Ловить все грантовые возможности, какие-то стипендии. Чем раньше начнешь, тем быстрее придет результат.
Писать, заканчивать, редактировать — основа. И давать оценивать свои тексты только адекватным людям, а не тем, кто задавит новичка и будет наслаждаться этим.
Получили порцию трезвой, позитивной оценки, исправили ошибки и снова писать. Потом с новым текстом тот же круг и постепенно выход на профессиональный уровень просто неизбежен.
А еще важно самому выбирать свою жизнь, брать ответственность за свои желания, а не ждать одобрения снаружи.
Рейтинги