Рассказываем, почему не стоит останавливаться только на классике
Часто ли вы слышите, что классические романы — это почти 100% гарантия качества, а новые книги — как минное поле, где никогда не знаешь, на что наткнешься? Есть и другое распространенное утверждение: все написано до нас, Толстого с Достоевским никому не переплюнуть, а значит новые романы и читать не стоит. Как бы не так! Очень даже стоит. Приводим пять доказательств наших слов.
Хорошие писатели улавливают общественные настроения. Не подстраиваются под «запросы потребителя», а просто острее чувствуют то, чем живут и о чем беспокоятся их современники. И кому, как не им, проговаривать травмы поколения и выводить на поверхность скрытые страхи. Так, близкие по времени события — появление громкого флэшмоба #янебоюсьсказать и выход романа «Маленькая жизнь» — можно, конечно, назвать простым совпадением, а можно увидеть в этом прорвавшийся нарыв, который теперь легче будет вылечить.
«Новая проза отражает события и тренды в социуме. Каждый из нас каким-то образом эти их переосмысливает, вырабатывает собственное к ним отношение. Неужели не интересно сравнить свои мысли с мыслями автора? Книги современных писателей позволяют оставаться в актуальном информационном поле. Любому думающему человеку это безусловно важно».
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт
Не случайна тут и популярность исторических романов, написанных современными авторами. Литераторы нередко возвращаются к событиям прошлого, чтобы осмыслить настоящее. И на первый взгляд кажется, что гонкуровский лауреат Эрик Вюйар в своей «Повестке дня» в очередной раз рассказал о гитлеровской Германии и ее соседях, а на самом деле — продемонстрировал, как культура потребления сделала непобедимыми крупные компании и как лидер, чей авторитет поддерживали СМИ, чуть не уничтожил добрую половину мира.
«Не секрет, что сразу после события книги пишутся плохо, и сейчас мы переживаем последствия Второй мировой войны в литературе и наблюдаем большой всплеск исторического романа. Это попытка проговорить травмы: не только военные, но и последствия сталинских чисток, например».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
Как бы хорошо вы ни знали историю и литературу, от вас все равно скроются важные подробности романа, написанного в начале XIX века.
«Викторианская Англия завораживает своей медлительностью, но в ее литературе полно нюансов, которые от нас ускользают. Читая романы той эпохи, мы видим только один пласт, и за намеками и недомолвками, языком цветов или деталями гардероба, от нас уходит много смысла».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
В то же время современная литература, если и рассказывает о событиях прошлого, то на понятном и ясном языке. Положите рядом средневековый рыцарский роман и книгу Филиппы Грегори, и вы поймете, насколько проще и понятнее для вас окажется второй вариант. Еще лучше дело обстоит с романами о «дне текущем». Тут вы можете не соглашаться с автором, спорить или, наоборот, прочесть и понять, что все правда, вы сами это видели и слышали.
Если раньше литературный мир смотрел на любых аборигенов глазами европейских переселенцев, то сейчас о проблемах целых народов честно и громко рассказывают их представители. Попробуйте в XX веке найти роман, написанный женщиной одного из индейских племен. Не получается? Тогда обратите внимание на недавно вышедшего «Лароуза», действие которого происходит в индейской резервации. Его автор, Луиза Эрдрич, сама наполовину оджибве. Другой пример — лауреат Нобелевской премии, афроамериканка Тони Моррисон, рассказывающая о нелегких судьбах темнокожего населения.
Современная литература, особенно «национальная», помогает лучше понять, что волнует жителей Индии или стран Африки, какие проблемы у резидентов Восточной Европы и чего боятся жители Севера.
У кого не захватывало дух от приключенческих книг Джека Лондона, Фенимора Купера или Жюля Верна? Но их истории настолько известны, что и без знакомства с книгой читатель знает почти все о приключениях детей капитана Гранта или путешествии Филеаса Фогга. А давно ли вы читали книгу, где каждый сюжетный поворот — это сюрприз, и вы не знаете, что будет на следующей странице? Образчики качественной современной прозы легко внесут элемент неожиданности в ваш читательский быт. Слетайте на колонизированную Китаем Луну вместе с героями Кима Стэнли Робинсона или ужаснитесь той дикости, до которой может скатиться человек, прочитав «Звериное царство» Жан-Батиста Дель Амо. Поверьте, в современных романах немало волнующих приключений и леденящих душу подробностей.
Известная писательница Вирджиния Вульф была злым и въедливым литературным критиком. Ох и доставалось же от нее авторам-современникам, обвиняемым в бездарности, поверхностности и неумении работать с материалом. Однако именно Вульф считала, что «от живых мы получаем больше, чем от мертвых, хотя, на первый взгляд, первые во многом уступают вторым». Почему так? Все очень просто: писательница была уверена, что вокруг современных книг еще не возник ореол «неприкасаемости», и читатель сам может решить для себя, хорош тот или иной роман или плох.
«Современники становятся классиками у нас на глазах. Может, не ждать, когда автор перейдет в иной мир, позволить себе насладиться его прозой уже сейчас?»
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт