Встречи с авторами Подбор подарка
04 апреля, 2025

30 цитат Григория Печорина: принципы жизни литературного персонажа

Известный герой — о жизни и любви

Раиса Ханукаева
Редактор сайта eksmo.ru
30 цитат Григория Печорина: принципы жизни литературного персонажа

Григорий Печорин, центральный персонаж романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени», — фигура противоречивая, но по-прежнему актуальная. Его размышления о себе, людях и жизни могут вызвать бурю чувств: от обожания до негодования. И цитаты «героя нашего времени» — это не просто реплики героя, но голос всей эпохи.

Собрали для вас самые интересные, колкие и злые афоризмы Печорина, которые можно назвать принципами жизни этого «лишнего человека».

О любви

Похоже, любить этот человек не умел и хорошо знал, кого можно сделать виноватым в том, что сам же и натворил.

«Княжна Мери и Печорин», иллюстрация Валентина Серова, 1891

«В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто...»

«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

«Порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит Юной Франции».

«Русские барышни большею частью питаются только платонической любовью, не примешивая к ней мысли о замужестве; а платоническая любовь самая беспокойная».

«Если ты над нею не приобретешь власти, то даже ее первый поцелуй не даст тебе права на второй; она с тобою накокетничается вдоволь, а года через два выйдет замуж за урода, из покорности к маменьке, и станет себя уверять, что она несчастна».

«Один раз, один только раз я любил женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить... Мы расстались врагами, — и то, может быть, если б я ее встретил пятью годами позже, мы расстались бы иначе...»

«Любовь, как огонь, — без пищи гаснет. Авось ревность сделает то, чего не могли мои просьбы».

«Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова».

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».

«Женщины! женщины! кто их поймет? Их улыбки противоречат их взорам, их слова обещают и манят, а звук их голоса отталкивает... То они в минуту постигают и угадывают самую потаенную нашу мысль, то не понимают самых ясных намеков...»

О себе и своей натуре

Пожалуй, одна из немногих симпатичных черт Григория Печорина — это его честность перед собой. Герой признается и в своих достоинствах, и в недостатках.

Иллюстрация М. А. Врубеля к роману

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя».

«Я говорю смело „зависть“, потому что привык себе во всем признаваться...»

«Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

«Я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться...»

«Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною: всякое напоминание о минувшей печали или радости болезненно ударяет в мою душу и извлекает из нее все те же звуки... Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»

«Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь».

«Что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего; оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска темно-бурая. Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад».

«Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию».

О жизни и судьбе

Печорин удивительно противоречив. С одной стороны, он устал от мира, с другой — не перестает его исследовать, что видно даже по коротким цитатам.

Игорь Петренко в роли Григория Печорина в сериале «Герой нашего времени», 2006

«Я замечал, и многие старые воины подтверждали мое замечание, что часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

«Судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»

«Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...»

«Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью».

«Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства».

Об обществе и людях

Взгляд Печорина на людей — острый, проницательный и нередко циничный. Его замечания в адрес окружающих полны разочарования в человеческой природе, но, увы, нельзя отрицать, что доля правды в его словах есть.

Иллюстрация М. А. Врубеля к роману

«Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство».

«Где есть общество женщин — там сейчас явится высший и низший круг».

«Грусть в обществе смешна, а слишком большая веселость неприлична...»

«Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара».

«Душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она знает, что без гроз постоянный зной солнца ее иссушит; она проникается своей собственной жизнью, — лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка. Только в этом высшем состоянии самопознания человек может оценить правосудие божие».

«А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»

***

На все издания романа «Герой нашего времени» мы дарим скидку 25% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82201 книга
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 82201 книга

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Подлец или страдалец: образ Григория Печорина в «Герое нашего времени»

Подлец или страдалец: образ Григория Печорина в «Герое нашего времени»

Исследуем самого неоднозначного персонажа русской литературы

Бретер и художник: интересные факты о жизни Лермонтова

Бретер и художник: интересные факты о жизни Лермонтова

Рассказываем о биографии поэта

Литературные путешествия: лермонтовский Кавказ и пушкинская Москва

Литературные путешествия: лермонтовский Кавказ и пушкинская Москва

Рассказываем о местах, где бывали знаменитые авторы

«Мцыри» и «Демон»: где Лермонтов черпал вдохновение для своих произведений

«Мцыри» и «Демон»: где Лермонтов черпал вдохновение для своих произведений

Рассказываем о поэте и его источниках

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

Классические герои, какими мы их не видели: зачем осовременивать знаменитых персонажей?

«Мертвые души» в стиле «Гравити Фолз» и яркое «Собачье сердце»

О чем на самом деле «Отцы и дети»?

О чем на самом деле «Отцы и дети»?

Рассказываем о знаменитом романе Ивана Тургенева

Человек лежачий: 5 вопросов к роману «Обломов»

Человек лежачий: 5 вопросов к роману «Обломов»

Рассказываем о знаменитом романе и его героях

О чем на самом деле «Белые ночи» Федора Достоевского

О чем на самом деле «Белые ночи» Федора Достоевского

Рассказываем о повести в пяти карточках