Алексей Балабанов. Источник: сайт кинокомпании СТВ
Алексей Балабанов — автор культовой дилогии «Брат» и модернистских фильмов, эстет, снимавший грязные улицы и неприкаянных героев, человек одновременно и противоречивый, и очень честный с собой, близкими и зрителями. В 2025-м режиссеру могло бы исполниться 66 лет, но он умер на 55-м году жизни, работая над очередным сценарием.
-25% Алексей Балабанов. Биография 619 ₽ 825 ₽ -25% В корзину Контент 18+
В издательстве «Бомбора» вышла биография Балабанова, написанная кинокритиком Марией Кувшиновой. Мы решили выбрать из книги несколько интересных фактов.
Юношеская любовь к музыке
Во многих фильмах Балабанова саундтрек равноценен сюжету. Режиссер признавался, что еще до съемок знал, какие композиции ему нужны в том или ином случае. Интересно, что Балабанов и сам был участником музыкальной группы. В старших классах он вместе с ровесниками Евгением Горенбургом и Александром Главатским создал свой «вокально-инструментальный ансамбль».
«Мы тогда были абсолютно обнаглевшими молодыми людьми и думали, что музыка может изменить мир, поэтому спокойно снимали группу Queen — играли и пели. Пели и по-русски. Балабанов из каких-то дебрей своего дворового бытия притащил военную песню „Почему иногда к нам приходят года, о которых давно позабыть бы пора“. Не было никаких комплексов, что мы что-то не умеем, не понимаем. И когда Балабанов пел, это было просто мучение».
Евгений Горенбург
Алексей Балабанов, фотография из книги Марии Кувшиновой
Инструменты юные музыканты одолжили у школы. Балабанову досталась дорогая гитара, которую он, недолго думая, вскрыл отверткой и поцарапал. Скандал был таким, что за шалость сына пришлось отчитываться родителям.
Стажировка в Великобритании
Вообще и мать (доктор медицинских наук и профессор), и отец (журналист и киносценарист) уделяли сыну мало внимания. Родители много работали, а будущий режиссер рос самостоятельно. Но именно мама настояла на том, чтобы Алексей изучал английский язык, и определила его в языковую гимназию. До конца жизни Балабанов свободно говорил на английском, в юности поступил на переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков, а позже — попал на стажировку в Лондон.
«Советские студенты еженедельно получали 11 фунтов стипендии — хватало на еду, пиво, книги и пластинки; часть музыкальной коллекции, привезенной Балабановым из Англии, можно увидеть в фильме «Жмурки» в руках у бандита-«западника» Саймона: «Когда я приехал оттуда, меня все спрашивали, сколько мясо стоит. Меня этот вопрос вообще не интересовал. Я знаю, сколько стоили пластинки — секонд-хендовские очень дешево. Они хорошего качества были — по фунту, по полтора».
Из книги Марии Кувшиновой «Алексей Балабанов. Биография»
Алексей Балабанов, фотография из книги Марии Кувшиновой
Интересно, что в Лондоне, куда с Балабановым и его товарищами приехал сотрудник КГБ, будущий режиссер пробыл недолго. Группу из Горьковского института отправили в Манчестер, где за ними было некому присматривать. Вернулись студенты только за два дня до отъезда на родину и сразу нарвались на неприятности.
«Нашего товарища кэгэбист в Гайд-парке поймал, одного. По одному запрещалось ходить, мы про это забыли совсем — кто куда хотел, тот туда и ходил. А те, минчане, — строем, по двое. Там такой скандал был страшный. К свободной жизни быстро привыкаешь».
Алексей Балабанов
Служба в армии
Остаться в Великобритании Балабанов не думал. Как признавался позже, ему были неинтересны люди. Будущий режиссер вернулся в Горький, а сразу после окончания института попал в армию. Опций для переводчиков там было две: на весь срок в Эфиопию или в военную авиацию с постоянными разъездами. Балабанов выбрал авиацию, поскольку сидеть на одном месте ему не хотелось.
Во время опасных командировок он повидал Анголу, Эфиопию, Афганистан, Экваториальную Гвинею, Йемен и Сирию. Только за время службы Балабанова было сбито два приписанных к его части борта.
«Это были мои самые неприятные годы», — признавался режиссер жене Надежде Васильевой. И даже с ней он не делился тем, что видел во время службы. Его армейский опыт отразился в драме «Груз — 200».
Кадр из фильма «Груз 200», Алексей Балабанов
Незадолго до демобилизации Балабанова перевели в ВМФ, и до конца жизни тельняшка стала его любимой формой одежды.
Литература
Когда-то мы уже рассказывали об экранизациях Балабанова. Считается, что в фильмографии режиссера их три: «Счастливые дни» по мотивам цикла «Четыре новеллы» Сэмюэла Беккета, «Замок» по роману Франца Кафки и «Морфий» по Булгакову. Но на самом деле Балабанов был запойным читателем, и литературные отсылки видны почти в каждом его фильме.
«„Груз 200“ — тайная адаптация „Святилища“ Уильяма Фолкнера. <...> Недоснятая, но зримо существующая „Река“ (которая отозвалась эхом в „Войне“ и „Кочегаре“) поставлена по мотивам якутской прозы ссыльного польского революционера Вацлава Серошевского».
Из книги Марии Кувшиновой «Алексей Балабанов. Биография»
Почти всю творческую жизнь Балабанов пытался получить права на съемки набоковской «Камеры обскуры», но так и не смог договориться с наследником. Его друг, соратник и постоянный продюсер Сергей Сельянов уверен, что отголоски «Камеры» можно увидеть в последнем сценарии Балабанова «Мой брат умер». Еще одной несбывшейся мечтой режиссера стал гамсуновский «Пан»:
«Алеше никогда не везло с погодой и правами...», — рассказывал Сельянов.
Скорость
Кстати, о невезении. У Балабанова была дурная слава. На съемочной площадке режиссера и его команду будто преследовали несчастья. Особенно остро это подчеркнула гибель Туйары Свинобоевой во время съемок драмы «Река».
Алексей Балабанов, фотография из книги Марии Кувшиновой
Кинокритик Мария Кувшинова считает, что дело тут не в мистике, а в слишком серьезном отношении и самого Балабанова, и его команды к съемочному процессу. Это, к сожалению, приводило к пренебрежению мерами безопасности.
Еще одной чертой работы Балабанова, как пишет Мария Кувшинова, была скорость, он всегда старался работать «на бело»:
«Быстрота, уже на полном метре, станет одной из главных особенностей балабановского метода: он снимал и монтировал стремительно (съемочный период „Кочегара“, например, длился всего 18 дней) и не любил дубли (не больше трех).».
***
Больше о жизни и творчестве режиссера вы узнаете из книги Марии Кувшиновой «Алексей Балабанов. Биография».