Лишь в 90-е отечественные телебоссы начали активно закупать западные форматы. До этих пор на советском телевидении рождались собственные передачи. Иногда смешные, иногда гениальные, все они были результатом проб и ошибок, столкновением творческих идей и идеологии. Режиссер, продюсер и преподаватель Мария Магронт-Ахвледиани в своей «Истории создания телевидения» доказала, что многие из этих программ и сейчас достойны внимания.
Мы внимательно прочли книгу и выбрали из нее несколько интересных фактов.
История создания телевидения. Как рождались культовые программы Твердый переплет
Красотки в ластах
Как совместить конкурс красоты и завышенные моральные требования советской пропаганды? Конечно подавать это под соусом профессиональных соревнований! Программа «А ну-ка, девушки!» пришла на смену провалившейся телеверсии журнала «Для вас, женщины». Сделать вместо унылого зрелища нечто стильное и модное было поручено молодежной редакции: если провалятся — не обидно, а если выплывут — то молодцы. И они выплыли!
По легенде за полтора часа обеденного перерыва заведующий отделом Марат Гюльбекян и телережиссеры Владимир Акопов и Александр Шмелев придумали новый формат, в котором девушки должны были продемонстрировать ловкость и умение выполнять свои профессиональные обязанности и не забыть при этом про собственные таланты. Первыми стали связистки, только у них в доцифровую эпоху был шанс «раскрутить» новую передачу. Но как выбрать участниц среди огромного количества желающих? Решение оказалось странным. Потенциальных участниц, которые собрались в фойе Клуба министерства связи, заставили бегать на перегонки в ластах и со стаканами молока. Победили те, кто пролил меньше и добежал быстрее.
Ток-шоу в формате кино
«От всей души» — первая советская поисковая программа, появившаяся в начале 70-х. В те годы тема войны звучала почти во всех домах и у каждой семьи был кто-то, кто давно потерялся: остался в другом городе или вовсе считался погибшим. Люди не виделись десятилетиями, и программа, бессменной ведущей которой была Валентина Леонтьева, оказалась единственным способом встретиться.
Режиссерами выпусков, выходивших раз в два месяца, были Игорь Романовский и все тот же Владимир Акопов. Именно они продумывали драматургию и выбирали локацию. Каждая программа была похожа на фильм со своей неповторимой атмосферой и рассказом о человеческих судьбах.
«Всякий хороший режиссер принципиально тверд в своих установках. Иногда мы срывались, не всегда все удавалось. Работа Акопова на площадке колоссальная. Не только организационная, но и художественная. Мне, как художнику, приходилось предлагать всякие несуразицы. В одной из программ, не помню, в каком городе, я подумал, чем эта программа хуже фрагментов фильмов Параджанова?» — рассказывает художник-постановщик Юрий Трусевич.
Кадр со съемок программы «От всей души». В центре – Валентина Леонтьева.
Прообразы стримов
Советские режиссеры создали «Контакт» до эпохи Дурова! Шутка, конечно, но в ней есть доля правды. Программа «Контакт» была короткой, но яркой страницей в истории советского телевидения, всего три часовых телемоста с ГДР и Болгарией.
Одной из фишек проекта была передача каких-либо предметов. В первом выпуске советский ведущий Йозеф Клементиновский «подарил» букет цветов своей немецкой коллеге Ирине Фельдре, проводившей эфир в ГДР. А во время телемоста с Болгарией советская сторона «передала» в соседнюю студию пульт от копии лунохода.
«Мы отправили пульт в Софию, чтобы оттуда студенты попробовали управлять луноходом в Москве, как наши управляют из ЦУПа (центра управления полетами) луноходом на Луне. Сделали приспособление, чтобы сигнал от джойстика передавался по телефонным линиям, приходил в Москву, а потом уже переходил на радиосигнал. Передача шла во дворе гостиницы „Россия“. Поставили дорожку из кеглей, и парень в Софии, глядя на экран, должен был провести луноход между кеглями и не уронить их», — рассказывает Владимир Акопов.
Вокруг света за 40 лет
«Клуб путешественников» вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» как старейшая программа на советском и российском телевидении. За время ее существования вышло более 2 тысяч выпусков.
Юрий Сенкевич, с которым и ассоциируется эта передача, пришел в проект не сразу. Первым ведущим был режиссер и путешественник Владимир Шнейдеров, после его смерти на экране появился профессор Андрей Банников, и только потом зрители увидели Сенкевича. Именно с его обаянием, знаниями и опытом мореплавателя связывают грандиозный успех телепередачи.
«Сенкевич как бы вошел в ткань, вошел внутрь, он не просто комментировал увиденные кадры, он видел их воочию. Понимаете, сейчас очень сложно это себе представить ввиду обилия информации, а тогда это был совершенно невероятный прорыв. Наш человек спокойно мог побывать где-то в Боливии, в каких-то лесах Амазонки — это вообще казалось запредельным чудом», — вспоминала режиссер Елена Никитан.
Юрий Александрович отдал программе 30 лет жизни, после его смерти проект закрылся.
Кадр со съемок программы «Клуб путешественников». Ведущий – Юрий Сенкевич.
Сломать четвертую стену
Легендарная передача «Что? Где? Когда?» появилась в 1975-м. К тому моменту Владимир Ворошилов, автор проекта, уже несколько лет официально был отстранен от телевещания. Ущербность своего положения он сделал главной фишкой: «Что? Где? Когда?» стала единственной программой, где ведущий превратился в таинственный голос за кадром. Конечно, многие знали, что эфир ведет именно он, но долгое время его имя не фигурировало даже в титрах. Однако главная заслуга не в этом. Проект Владимира Ворошилова не только «прижился» на ТВ, но и пошел в народ. В советских школах, клубах и институтах стали появляться подобные интеллектуальные клубы.
«Такую игру мог придумать только гений! И гений ее придумал, это не игра, это в хорошем смысле вирус, который распространяется до сих пор. Огромное количество клубов существует во всем мире, не только в пределах бывшего Советского Союза. Тот, кто один раз в эту игру сыграет, остановиться не может, это не игра — это жизнь!», — рассказывает Балаш Касумов, капитан одной из команд «Что? Где? Когда?».