23 июня в Столице состоится открытие Московского международного кинофестиваля, на котором состоится премьерный показ фильма Сергея Соловьева «Ке-ды», в основу которого лег рассказа Андрея Геласимова. Знаменитый прозаик в интервью рассказал о своих впечатлениях от фильма и работе с Сергеем Соловьевым.
— Как возникла идея сделать полнометражный фильм по рассказу Paradise Found? И чья это была идея?
— Идея сделать кино по моему рассказу принадлежит исключительно Сергею Александровичу Соловьеву. Он говорит, что прочел этот рассказ еще в журнальной публикации и его зацепило желание моего героя купить перед призывом в армию новые кеды, чтобы те дождались его дома. Девушкам герой не очень верит в этом отношении, а вот кеды, как он заявляет, его стопроцентно дождутся. Подозреваю, что именно эта наивная концепция надежности, чего-то такого, на что можно по-настоящему положиться в непростой ситуации, первоначально и очаровала Соловьева.
— Насколько фильм «Ке-ды» отличается от первоисточника?
— Сергей Александрович в общих чертах сохранил всю мою фабулу. Однако пересказал он ее в своем неповторимом «соловьевском» ключе, создав абсолютно самостоятельное произведение. Он придумал новые диалоги, заметно изменил стилистику, использовал неожиданный для меня прием цитирования, расставляя в своей картине фрагменты других замечательных лент. Плюс, разумеется, треки знаменитого рэпера Басты (Василий Вакуленко). Эта музыка создает совершенно особую атмосферу в фильме. Любопытно, что Баста принес в картину не только мощную энергетику, характерную для его читки, но и тонкий лиризм, очаровательный юмор и даже интеллектуальный абсурд.
— Что было самым сложным и самым интересным в работе над сценарием к этому фильму?
— Сценарий писал сам Соловьев. Я просто передал права на экранизацию.
— Вообще насколько для вас важно самому работать над сценариями экранизаций по вашим произведениям? Можете представить ситуацию, когда отдаете свой рассказ или роман для адаптации стороннему автору?
— Такому автору, как Сергей Александрович, я бы доверился еще не один раз. И, хотя у меня это первый опыт, когда я не сам пишу сценарий по своему произведению, сомнений у меня на этот счет не возникло даже в виде самой призрачной тени.
— Правда ли, что на идею рассказа Paradise Found вас натолкнула история с вашим сыном, который уходил в армию?
— Да, именно он и купил перед призывом те самые кеды. К тому моменту, когда он демобилизовался, они вышли из моды, поэтому до сих пор лежат где-то в шкафу. У нас уже и второй сын успел отслужить, а они все еще ждут своего призывника.
— Режиссер фильма Сергей Соловьев уже высказывался о молодых людях 80-х в «Ассе» и о молодых людях 90-х в «Нежном возрасте». Насколько сильно отличаются от них герои фильма «Ке-ды»? И, наоборот, что роднит их?
— Герои Соловьева в «Ке-дах», пожалуй, не столь безжалостны к себе, как его персонажи из «Ассы». У них появилась опция простить себя и окружающий мир за неизбежные ошибки, и от этого мне лично они чуть ближе. Хотя героическое начало и тотальная бескомпромиссность бунтарей Соловьева образца 80-х меня в свое время, конечно же, покоряли всего целиком, без остатка. Мне тоже хотелось идти следом за Цоем по тому коридору в финале «Ассы», а потом повторять: «Перемен! Мы ждем перемен!» Мурашки по спине бежали размером с кулак. Если честно, они и сейчас бегут.
— Для вас как для писателя чем интересно и привлекательно поколение нынешних 18-20-летних?
— Моральными выборами прежде всего. Мне очень любопытно, какие выборы они сделают в своей жизни и куда в конечном итоге это приведет всех нас.
— Как обстоят дела с возможной экранизацией вашего романа «Холод»? И есть ли в ближайших планах работа над сценариями к другим вашим произведениям?
— Я сейчас настолько увлечен работой над новым романом, что кино пока отступило на второй план. По странному совпадению недавно получил предложение написать сценарий об андеграунде в молодежной среде 80-х и уже начал общаться на эту тему с Сергеем Бугаевым («Африка»), исполнившим в «Ассе» у Соловьева центральную роль. Вот так все в нашей жизни рифмуется. И это, наверное, замечательно.