Айрис Мёрдок (1919 — 1999) — известная британская писательница и философ, представительница литературы постмодернизма. Ее называют одной из лучших романисток XX века. Такие ее произведения, как «Черный принц» и «Под сетью», вот уже не одно десятилетие пользуются огромной популярностью во всем мире.
Писательницу шесть раз выдвигали на Букеровскую премию (что до сих пор является абсолютным рекордом по числу номинаций). Однако заветную награду присудили лишь однажды — в 1978 году за роман «Море, море».
Мы отобрали 10 цитат из книг Айрис Мёрдок: Я не выношу сплетен и пересудов. Надо уметь держать язык за зубами. Не только не судачить, но иногда даже не думать о других людях. Настоящие мысли рождаются из молчания. Чтобы существовать как личность, надо уметь провести границы и сказать чему-то «нет». Я не желаю туманным комком протоплазмы блуждать по чужим жизням. Бездействие чаще оказывается ошибкой, чем слишком активное действие. Свобода имеет смысл в политике, но не в морали. Истина, о да! Но не свобода! Эта хрупкая идея, такая же, как счастье. В морали мы все узники, но наше освобождение отнюдь не называется свободой. Для большинства из нас промежуток между «О, я мечтаю о будущем» и «Ах, уже поздно, всё в прошлом» так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться. Одно из многих отличий жизни от искусства, мой любезный друг, состоит в том, что персонажи в искусстве всегда сохраняют достоинство, а люди в жизни — нет. Бессознательная ненависть — великое несчастье, ненависть же, искусственно вскормленная, — подлинное зло. Из всех сильных чувств ревность, вероятно, самое неуправляемое. Она отнимает разум, она лежит глубже мышления. Она всегда при тебе, как черное пятно в глазу, она обесцвечивает весь мир. У англичан и у русских куда больше, чем в иных нациях, развито спокойное и твердое убеждение, что они — самые лучшие. Возможно, некие силы и впрямь существуют и это, возможно, силы зла, но они — так, мелкая сошка. Истинное же зло, огромное, грозное, — то зло, что порождает войны и рабство, и бесчеловечность одного по отношению к другому, — заключено в уверенном, бестрепетном, несокрушимом себялюбии вполне обычных людей.