Встречи с авторами Подбор подарка
14 мая, 2024

Что читать детям летом?

Списки внеклассного чтения для начальной школы

Анастасия Резниченко
Редактор сайта eksmo.ru
Что читать детям летом?

Весной школьники получают списки книг для летнего чтения. Они составляются с учетом программы по литературе и носят рекомендательный характер. У разных школ они могут отличаться, а учитель исходя из собственного опыта может добавить в них что-то свое.

Главная задача таких списков — сориентировать маленьких читателей и их родителей в большом объеме отечественной и мировой классики и, конечно, сформировать привычку к чтению. Делимся рекомендациями для учеников начальной школы и рассказываем, как сделать так, чтобы младшеклассники подружились с книгой.

Как извлечь из списка максимальную пользу и выбрать книги, с которыми будет интересно?

В списках чтения на лето может быть два, а то и три десятка пунктов. Это не значит, что необходимо изучить все книги, предложенные учителем. Все зависит от возможностей и интересов ребенка. Кому-то на лето хватит 5-7 историй, кто-то осилит 10-12 пунктов, а кто-то (бывает и такое) прочтет все.

Если после первого класса ребенку все еще тяжело дается чтение, даже скромные по объему «Кот в сапогах» Шарля Перро или «Живая шляпа» Николая Носова могут его напугать. В этом случае начать лучше с поэзии, благо у школьников есть огромный выбор от стихов Бориса Заходера до «Путаницы» Корнея Чуковского. А потом уже можно переходить к коротким рассказам.

В обратную сторону этот принцип тоже работает. Если у вас растет маленький книголюб, который уже познакомился с книгами из списка, предложите перейти к произведениям, рекомендованным для детей постарше. И, конечно, помните, что чтение должно быть в радость. Если ребенок пачками глотает комиксы или книги современных писателей, не осуждайте его, призывая отложить новинку про «Майнкрафт» и взять в руки Виталия Бианки.

Если же вам принципиально важно, чтобы ваши дети познакомились с творчеством Бианки, Пришвина или кого-нибудь еще из классиков, то почитайте их ребенку на ночь. В процессе можно предлагать ему самостоятельно закончить фразу или страницу, которую вы начали. Такое точно будет ему под силу.

Попробуйте договориться с ребенком, чтобы он хотя бы 15 минут в день проводил с книгой. Для детей постарше это может быть полчаса или 40 минут. Обязательно обсуждайте прочитанное, спрашивайте об эмоциях и не стыдите ребенка, если он вдруг заявит, что горячо любимая вами книга — скучная. Лучше спросите, почему она ему такой показалась и какие истории он считает увлекательными. Опыт таких разговоров пригодится, когда придет время вести читательский дневник.

Обратите внимание, что программа по литературе начальной школы возвращается к одним и тем же авторам снова и снова. Только если первоклашкам задают читать «Сказку о рыбаке и рыбке», то в списках для второго класса присутствует «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Зная это, вы можете решить: покупать каждую книгу по отдельности или же сразу взять красивое издание сказок Александра Пушкина в домашнюю библиотеку. Также не стоит забывать о хрестоматиях, которые включают весь массив текстов из списка. Вот только в зависимости от школы рекомендованные произведения могут отличаться, поэтому внимательно читайте оглавление.

Список литературы для летнего чтения после 1 класса

Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и Тетерев», «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»


Александр Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»


Иван Крылов: «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей» и другие басни


Лев Толстой: «Старый дед и внучек», «Филипок», «Котенок» и другие рассказы


Михаил Пришвин: «Ребята и утята»


Виталий Бианки: «Музыкант», «Сова» и другие рассказы


Даниил Хармс: Стихи


Корней Чуковский: «Путаница», «Федорино горе» и другие сказки


Самуил Маршак: «Кот и лодыри»


Сергей Михалков: «Мой секрет», «Сила воли»


Агния Барто: «Веревочка», «Вовка — добрая душа», «В школу» и другие стихотворения


Николай Носов: «Затейники», «Живая шляпа» и другие рассказы


Валентина Осеева: «Волшебное слово», «Хорошее» и другие рассказы


Борис Заходер: Стихи


Эдуард Успенский: «Крокодил Гена и его друзья»


Валентин Берестов: Стихи


Шарль Перро: «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и другие сказки


Ганс Христиан Андерсен: «Принцесса на горошине» и другие сказки


Список литературы для летнего чтения после 2 класса

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Летучий корабль», «Финист — Ясный сокол»


Александр Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»


Лев Толстой: «Три медведя», «Котенок», «Булька», «Три товарища»


Николай Носов: «Ступеньки», «Заплатка»


Валентин Катаев: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»


Михаил Пришвин: «Еж», «Берестяная трубочка»


Виталий Бианки: «Как муравьишка домой спешил», «Лесная газета», «Лесные домишки» и другие рассказы


Аркадий Гайдар: «Чук и Гек», «Горячий камень» и другие рассказы


Павел Бажов: «Серебряное копытце»


Виктор Драгунский: «Он живой и светится» и другие рассказы


Евгений Шварц: «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения Кота в сапогах» и другие сказки


Всеволод Гаршин: «Лягушка-путешественница»


Константин Паустовский: «Стальное колечко»


Евгений Пермяк: «Торопливый ножик», «Самое страшное», «Перо и чернильница» и другие сказки


Виктор Голявкин: Рассказы


Сергей Козлов: Сказки


Евгений Чарушин: «Никитка и его друзья»


Эдуард Успенский: «Дядя Федор, пес и кот»

Софья Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика»


Ганс Христиан Андерсен: «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и другие сказки


Братья Гримм: «Бременские музыканты»


Шарль Перро: «Спящая красавица», «Золушка» и другие сказки


Редьярд Киплинг: «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы» и другие сказки


Астрид Линдгрен: «Три повести о Малыше и Карлсоне»


Джоэль Харрис: «Сказки дядюшки Римуса»


Борис Заходер: «Веселые стихи», «Птичья школа»


Сергей Михалков: «Дремота и забота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»


Самуил Маршак: «Рассказ о неизвестном герое», «Школьнику на память»


Корней Чуковский: «Доктор Айболит»


Григорий Остер: «Вредные советы», «Зарядка для хвоста»


Список литературы для летнего чтения после 3 класса

Ганс Христиан Андерсен: «Снежная королева»


Аркадий Гайдар: «Голубая чашка»


Павел Бажов: «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы»


Кир Булычев: «Алиса и ее друзья»


Алексей Волков: «Волшебник Изумрудного города» (с продолжением)


Виталий Губарев: «Путешествие в утреннюю звезду», «Королевство кривых зеркал»


Сельма Лагерлеф: «Путешествие Нильса с дикими гусями»


Ян Ларри: «Необыкновенные приключения Карика и Вали»


Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок»


Алан Милн: «Винни-Пух и все, все, все»


Валерий Медведев: «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова»


Андрей Некрасов: «Приключения капитана Врунгеля»


Юрий Олеша: «Три толстяка»


Валентина Осеева: «Васек Трубачев и его товарищи»


Отфрид Пройслер: «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»


Джанни Родари: «Приключения Чиполлино»


Эрнест Сетон-Томпсон: «Рассказы о животных»


Марк Твен: «Приключения Тома Сойера»


Александра Ишимова: «История России в рассказах для детей»


Борис Житков: «На льдине»


Лев Кассиль: «Главное войско»


Валентин Катаев: «Сын полка»


Михаил Зощенко: Рассказы


Николай Носов: «Незнайка в Солнечном городе»


Список литературы для летнего чтения после 4 класса

Николай Кун: «Легенды и мифы Древней Греции» (по выбору учащихся)


Мифы древних славян


Сказки народов мира (по выбору учащихся)


Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»


Александр Пушкин: «Руслан и Людмила»


Ганс Христиан Андерсен: «Истинная правда»


Павел Бажов: «Каменный цветок»


Иван Крылов: Басни


Эзоп: «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»


Жан де Лафонтен: «Лисица и виноград»


Иван Тургенев: «Муму»


Лев Толстой: «Кавказский пленник»


Всеволод Гаршин: «Сигнал»


Леонид Андреев: «Кусака»


Александр Куприн: «Белый пудель»


Александр Пушкин: «Обвал»


Константин Паустовский: «Мещерская сторона»


Евгений Носов: «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»


Василий Шукшин: «Жатва»


Юрий Казаков: «Тихое утро»


Владимир Солоухин: «Мститель»


Рэй Брэдбери: «Мальчик-невидимка»


На книги для внеклассного чтения действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.

Книги по теме
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 77001  книгу
Получите книгу в подарок!
Оставьте свою почту и получите в подарок электронную книгу из нашей особой подборки
Мы уже подарили 77001  книгу

Комментарии

Чтобы комментировать, зарегистрируйтесь и заполните информацию в разделе «Личные данные»
Написать комментарий
Написать комментарий
Спасибо!
Ваш комментарий отправлен на проверку и будет опубликован в течение 5 дней при условии успешной модерации

Читайте также

Развивашки под ключ: годовые курсы занятий для малышей и дошкольников

Развивашки под ключ: годовые курсы занятий для малышей и дошкольников

Рассказываем об удобных пособиях для детей разных возрастов

Россия — в трендах детской литературы

Россия — в трендах детской литературы

В сегменте детских книг становится больше новинок о родной стране

О чем на самом деле «Хроники Нарнии»

О чем на самом деле «Хроники Нарнии»

Рассказываем о цикле Клайва С. Льюиса

Что почитать фанатам Миядзаки?

Что почитать фанатам Миядзаки?

Рассказываем о книгах, с которыми должен познакомиться каждый любитель Тоторо и Черных чернушек

Что почитать девочкам

Что почитать девочкам

Детективы, психология и много волшебства

Роман без точки: зачем нужны книги с открытым финалом

Роман без точки: зачем нужны книги с открытым финалом

Рассказываем о плюсах и минусах такого подхода

Ложь с намеком: зачем читать народные сказки

Ложь с намеком: зачем читать народные сказки

Рассказываем, почему не стоит бояться фольклорных историй, не прошедших современную обработку

Где и как мы слушаем аудиокниги: личные истории команды «Эксмо»

Где и как мы слушаем аудиокниги: личные истории команды «Эксмо»

Делимся своим опытом