Весной школьники получают списки книг для летнего чтения. Они составляются с учетом программы по литературе и носят рекомендательный характер. У разных школ они могут отличаться, а учитель исходя из собственного опыта может добавить в них что-то свое.
Главная задача таких списков — сориентировать маленьких читателей и их родителей в большом объеме отечественной и мировой классики и, конечно, сформировать привычку к чтению. Делимся рекомендациями для учеников начальной школы и рассказываем, как сделать так, чтобы младшеклассники подружились с книгой.
Как извлечь из списка максимальную пользу и выбрать книги, с которыми будет интересно?
В списках чтения на лето может быть два, а то и три десятка пунктов. Это не значит, что необходимо изучить все книги, предложенные учителем. Все зависит от возможностей и интересов ребенка. Кому-то на лето хватит 5-7 историй, кто-то осилит 10-12 пунктов, а кто-то (бывает и такое) прочтет все.
Если после первого класса ребенку все еще тяжело дается чтение, даже скромные по объему «Кот в сапогах» Шарля Перро или «Живая шляпа» Николая Носова могут его напугать. В этом случае начать лучше с поэзии, благо у школьников есть огромный выбор от стихов Бориса Заходера до «Путаницы» Корнея Чуковского. А потом уже можно переходить к коротким рассказам.
В обратную сторону этот принцип тоже работает. Если у вас растет маленький книголюб, который уже познакомился с книгами из списка, предложите перейти к произведениям, рекомендованным для детей постарше. И, конечно, помните, что чтение должно быть в радость. Если ребенок пачками глотает комиксы или книги современных писателей, не осуждайте его, призывая отложить новинку про «Майнкрафт» и взять в руки Виталия Бианки.
Если же вам принципиально важно, чтобы ваши дети познакомились с творчеством Бианки, Пришвина или кого-нибудь еще из классиков, то почитайте их ребенку на ночь. В процессе можно предлагать ему самостоятельно закончить фразу или страницу, которую вы начали. Такое точно будет ему под силу.
Попробуйте договориться с ребенком, чтобы он хотя бы 15 минут в день проводил с книгой. Для детей постарше это может быть полчаса или 40 минут. Обязательно обсуждайте прочитанное, спрашивайте об эмоциях и не стыдите ребенка, если он вдруг заявит, что горячо любимая вами книга — скучная. Лучше спросите, почему она ему такой показалась и какие истории он считает увлекательными. Опыт таких разговоров пригодится, когда придет время вести читательский дневник.
Обратите внимание, что программа по литературе начальной школы возвращается к одним и тем же авторам снова и снова. Только если первоклашкам задают читать «Сказку о рыбаке и рыбке», то в списках для второго класса присутствует «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Зная это, вы можете решить: покупать каждую книгу по отдельности или же сразу взять красивое издание сказок Александра Пушкина в домашнюю библиотеку. Также не стоит забывать о хрестоматиях, которые включают весь массив текстов из списка. Вот только в зависимости от школы рекомендованные произведения могут отличаться, поэтому внимательно читайте оглавление.
Список литературы для летнего чтения после 1 класса
Русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и Тетерев», «Лиса и Журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди»
Александр Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»
Иван Крылов: «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей» и другие басни
Лев Толстой: «Старый дед и внучек», «Филипок», «Котенок» и другие рассказы
Михаил Пришвин: «Ребята и утята»
Виталий Бианки: «Музыкант», «Сова» и другие рассказы
Даниил Хармс: Стихи
Корней Чуковский: «Путаница», «Федорино горе» и другие сказки
Самуил Маршак: «Кот и лодыри»
Сергей Михалков: «Мой секрет», «Сила воли»
Агния Барто: «Веревочка», «Вовка — добрая душа», «В школу» и другие стихотворения
Николай Носов: «Затейники», «Живая шляпа» и другие рассказы
Валентина Осеева: «Волшебное слово», «Хорошее» и другие рассказы
Борис Заходер: Стихи
Эдуард Успенский: «Крокодил Гена и его друзья»
Валентин Берестов: Стихи
Шарль Перро: «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» и другие сказки
Ганс Христиан Андерсен: «Принцесса на горошине» и другие сказки
Список литературы для летнего чтения после 2 класса
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Летучий корабль», «Финист — Ясный сокол»
Александр Пушкин: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Дмитрий Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»
Лев Толстой: «Три медведя», «Котенок», «Булька», «Три товарища»
Николай Носов: «Ступеньки», «Заплатка»
Валентин Катаев: «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
Михаил Пришвин: «Еж», «Берестяная трубочка»
Виталий Бианки: «Как муравьишка домой спешил», «Лесная газета», «Лесные домишки» и другие рассказы
Аркадий Гайдар: «Чук и Гек», «Горячий камень» и другие рассказы
Павел Бажов: «Серебряное копытце»
Виктор Драгунский: «Он живой и светится» и другие рассказы
Евгений Шварц: «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения Кота в сапогах» и другие сказки
Всеволод Гаршин: «Лягушка-путешественница»
Константин Паустовский: «Стальное колечко»
Евгений Пермяк: «Торопливый ножик», «Самое страшное», «Перо и чернильница» и другие сказки
Виктор Голявкин: Рассказы
Сергей Козлов: Сказки
Евгений Чарушин: «Никитка и его друзья»
Эдуард Успенский: «Дядя Федор, пес и кот»
Софья Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика»
Ганс Христиан Андерсен: «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и другие сказки
Братья Гримм: «Бременские музыканты»
Шарль Перро: «Спящая красавица», «Золушка» и другие сказки
Редьярд Киплинг: «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы» и другие сказки
Астрид Линдгрен: «Три повести о Малыше и Карлсоне»
Джоэль Харрис: «Сказки дядюшки Римуса»
Борис Заходер: «Веселые стихи», «Птичья школа»
Сергей Михалков: «Дремота и забота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
Самуил Маршак: «Рассказ о неизвестном герое», «Школьнику на память»
Корней Чуковский: «Доктор Айболит»
Григорий Остер: «Вредные советы», «Зарядка для хвоста»
Список литературы для летнего чтения после 3 класса
Ганс Христиан Андерсен: «Снежная королева»
Аркадий Гайдар: «Голубая чашка»
Павел Бажов: «Малахитовая шкатулка», «Уральские сказы»
Кир Булычев: «Алиса и ее друзья»
Алексей Волков: «Волшебник Изумрудного города» (с продолжением)
Виталий Губарев: «Путешествие в утреннюю звезду», «Королевство кривых зеркал»
Сельма Лагерлеф: «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Ян Ларри: «Необыкновенные приключения Карика и Вали»
Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок»
Алан Милн: «Винни-Пух и все, все, все»
Валерий Медведев: «Неизвестные приключения Баранкина», «Капитан Соври-голова»
Андрей Некрасов: «Приключения капитана Врунгеля»
Юрий Олеша: «Три толстяка»
Валентина Осеева: «Васек Трубачев и его товарищи»
Отфрид Пройслер: «Маленькая Баба-Яга», «Маленький водяной»
Джанни Родари: «Приключения Чиполлино»
Эрнест Сетон-Томпсон: «Рассказы о животных»
Марк Твен: «Приключения Тома Сойера»
Александра Ишимова: «История России в рассказах для детей»
Борис Житков: «На льдине»
Лев Кассиль: «Главное войско»
Валентин Катаев: «Сын полка»
Михаил Зощенко: Рассказы
Николай Носов: «Незнайка в Солнечном городе»
Список литературы для летнего чтения после 4 класса
Николай Кун: «Легенды и мифы Древней Греции» (по выбору учащихся)
Сказки народов мира (по выбору учащихся)
Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова»
Александр Пушкин: «Руслан и Людмила»
Ганс Христиан Андерсен: «Истинная правда»
Павел Бажов: «Каменный цветок»
Иван Крылов: Басни
Эзоп: «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»
Жан де Лафонтен: «Лисица и виноград»
Иван Тургенев: «Муму»
Лев Толстой: «Кавказский пленник»
Всеволод Гаршин: «Сигнал»
Леонид Андреев: «Кусака»
Александр Куприн: «Белый пудель»
Александр Пушкин: «Обвал»
Константин Паустовский: «Мещерская сторона»
Евгений Носов: «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась»
Василий Шукшин: «Жатва»
Юрий Казаков: «Тихое утро»
Владимир Солоухин: «Мститель»
Рэй Брэдбери: «Мальчик-невидимка»
На книги для внеклассного чтения действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.