Фильм Эдварда Бергера «На Западном фронте без перемен» вышел в конце октября на стриминговой платформе Netflix. Картина стала самой дорогой в истории немецкого кинематографа. Она получила невероятно высокий рейтинг свежести на сайте Rotten Tomatoes — 92% от критиков и 91% от зрителей. Они высоко оценили не только операторскую работу и техническое исполнение, но и актерскую игру, а также акценты, расставленные режиссером.
Роман Эриха Марии Ремарка, вышедший в 1928 году, описывает события Первой мировой войны от лица молодого солдата Пауля Боймера. Пауль, вдохновленный патриотическими речами своего учителя, вместе с одноклассниками отправляется на фронт со школьной скамьи. В основу книги лег опыт самого писателя. Свежая экранизация, выдвинутая Германией на премию «Оскар», подняла новую волну интереса не только к творчеству Ремарка, но и к книгам о Первой мировой войне.
Делимся первыми впечатлениями критиков и рассказываем о романах по теме.
Барри Херц, The Globe and Mail
Прослеживая путь от наивного оптимизма до глубокого разочарования молодого немецкого солдата, отправленного на Западный фронт во время Первой мировой войны, фильм позволяет себе лишь несколько светлых мгновений человечности, прежде чем погрузить зрителя в настоящий ад. Бергер следует за молодым Паулем Баумером (Феликс Каммерер), который из доброго школьника, которого уговорил пойти на службу его националистически настроенный школьный учитель, превращается в закаленную в боях оболочку человека с кровью на руках и запекшейся грязью на лице. Режиссер рассказывает историю столь же безжалостную, как сам конфликт. Этот фильм состоит из грязи, кишок, дождя и боли.
Ли Гринблатт, Entertainment Weekly
Эта обширная немецкоязычная адаптация классического романа Эриха Марии Ремарка о Первой мировой войне представляет собой фильм, одновременно ослепительный с эстетической точки зрения и полный важных истин. Эта антивоенная драма благодаря искусному исполнению выходит далеко за рамки напыщенной пропаганды.
Ярослав Забалуев, Lenta.ru
Каждая экранизация книги Ремарка добавляла к тексту что-то свое — это совершенно нормально, литература неизбежно меняется при переводе на язык кино. Фильм Бергера добавил в «На Западном фронте без перемен» целую линию, которая придает картине дополнительный масштаб. Это лаконичный, но прошивающий все повествование сюжет о переговорах немецких дипломатов с французами. Их ведет Маттиас Эрцбергер, готовый пойти на капитуляцию ради спасения солдатских жизней. В отличие от большинства прочих персонажей, Эрцбергер — совершенно реальный человек, действительно прекративший боевые действия в Первой мировой. Его подпись была первой под Компьенским перемирием, за что Эрцбергер спустя три года был убит бывшими морскими офицерами, состоявшими в правой организации «Консул». Про это в фильме ничего нет, но и без этих трагических деталей тонкая и экономная игра Даниэля Брюля создает болезненный контрапункт к основной теме. Выбивающая все человеческое из героев окопная жизнь крепко связана как с генералитетом, ведомым бредовыми героическими идеями, так и с человеком в костюме, который искренне хочет прекратить массовые убийства и добивается этого.
Бен Кенигсберг, The New York Times
Этот «Западный фронт» делает ставку на впечатляющие декорации и мощные образы. Расширен даже масштаб истории. Бергер переключается между опытом Пауля в окопах и переговорами о прекращении огня между Матиасом Эрцбергером (Даниэль Брюль), который возглавлял комиссию Германии по перемирию, и маршалом Франции Фердинандом Фошем (Тибо де Монталамбер). 72-часовой дедлайн, который Фош дает Эрцбергеру, добавляет истории элемент тикающих часов, хотя и отходит от повествования Ремарка от первого лица.
Что почитать о Первой мировой войне
Тихий Дон. Михаил Шолохов
Первая мировая война, показанная глазами Григория Мелехова, становится одним из важнейших эпизодов эпического романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», а сцены бессмысленной жестокости и боли, описанные нобелевским лауреатом, надолго врезаются в память.
Доктор Живаго. Борис Пастернак
Главный герой Бориса Пастернака Юрий Живаго отправляется в прифронтовую зону в качестве военного врача, там судьба сводит его с Ларой, которая разыскивает мужа, участвующего в боевых действиях.
Огонь. Анри Барбюс
Анри Барбюс отправился на фронт рядовым-добровольцем в 1914 году, а в 1915-м, оказавшись в госпитале, начал делать первые наброски своего мрачного романа. В нем без прикрас показаны будни войны, которая принесла только разрушения и перемолола жизни целого поколения. Книга была удостоена Гонкуровской премии в 1916 году.
Ночью вся кровь черная. Давид Диоп
Лауреат Международной Букеровской премии 2021 года рассказывает о малоизвестной главе Первой мировой войны и показывает ее горе и ужасы глазами сенегальского солдата Альфы Ндие. Сражаясь на стороне Франции, он теряет на фронте своего самого близкого друга.
Где-то во Франции. Дженнифер Робсон
Леди Элизабет, мечтая о свободе, сбегает из дома. Когда начинается Первая мировая война, она становится водителем машины, перевозящей раненых с места битвы в прифронтовую зону. Став свидетельницей страшных событий, она учится находить точку опоры даже в самые темные времена.
Война. Истерли Холл. Маргарет Грэм
Семейная сага для поклонников сериала «Аббатство Даунтон» описывает жизнь английского поместья в переломный момент истории. Дом превращен в военный госпиталь, а местная кухарка Эви Форбс делает все, чтобы обеспечить раненых всем необходимым. Между тем обитатели Истерли Холл переживают собственные драмы и трагедии.