В конце 20-х годов XIX века врач и собиратель фольклора Элиас Лённрот отправился в свою первую экспедицию по финской и русской Карелии. Тогда он едва ли подозревал, каким будет итоговый результат его путешествий и как в итоге будет выглядеть «Калевала» — эпическая поэма, первая редакция которой вышла в 1835 году. И уж точно Лённрот не мог предположить, каким будет успех его книги.
О том, что такое «Калевала», как она была собрана (или написана?) и как повлияла на культуру, читайте в нашем материале.
Основа государственности
Пожалуй, мало какие литературные произведения могут похвастаться таким мощным влиянием на целый народ, как «Калевала». Эпос стал краеугольным камнем национальной культуры и показал финнам, находившимся то под властью Швеции, то в составе Российской империи, насколько глубоки их корни.
-11% Калевала. Карело-финский эпос 973 ₽ 1099 ₽ -11% В корзину
Литературовед Эйно Карху говорил о том, что эпос дал толчок к развитию всей финской художественной культуры и помог ей выйти за общенациональные рамки. Под влияние «Калевалы» попали писатели, поэты, композиторы, художники и даже архитекторы, которые заинтересовались карельским народным творчеством.
Первая версия эпоса, так называемая «Старая Калевала», была закончена 28 февраля. И в Финляндии этот день стал «Днем народного эпоса Калевалы», он же является и днем финского флага.
Мало того, успех «Калевалы» вдохновил авторов других народов создавать произведения на национальных языках и вспоминать забытых героев. Примером такого вдохновенного творчества некоторые исследователи считают поэму «Биармия» писателя коми-зырянского происхождения Каллистрата Жакова. Кстати, как и Лённрот, Жаков был врачом и носил звание профессора Санкт-Петербургского психоневрологического института.
Поток народного сознания
Интересно, что сама «Калевала» никогда не была эпосом. В ее основу легли народные эпические песни — руны, собранные Лённротом, как мы уже сказали, на территории современной Карелии. Он был не первым исследователем, отправившимся на поиски народной старины, но первым, кому удалось сложить их в более-менее связное повествование, кое-где сгладить неровности, кое-где додумать и кое-где убрать «лишнее». Итак, «Калевала» — это симбиоз народного и авторского. Но несмотря на серьезную литературную обработку, она стала важным источником повествовательных и семейных рун, заговоров, обрядовых песен и прочих элементов устного творчества.
Одним из главных информантов Лённрота был крестьянский сказитель Архип Перттунен. С его подачи было записано более 600 стихотворных строк. Работа велась два дня, и исполнительская манера Перттунена так поразила фольклориста, что тот, впоследствии работая над «Калевалой», использовал не только записанные руны, но и поэтическую манеру, логику повествования и некоторые приемы своего собеседника.
Месть Йоукахайнена. Аксели Галлен-Каллела
Богатырь, который мог быть богатыркой
Эпос, созданный в итоге Лённротом, повествует о сотворении мира, жизни и подвигах первого человека — богатыря и шамана Вяйнемёйнена.
Нужно сказать, что Вяйнемёйнен — необычный богатырь. Чаще он действует колдовством, нежели оружием, а в руках у него не меч или копье, а кантеле — струнно-щипковый инструмент, близкий родственник русским гуслям. Первый поединок персонажа — шаманский, а противник — более молодой и физически сильный Йоукахайнен. Последний остается в живых только потому, что пообещал в жены Вяйнемёйнену свою сестру Айно. Но и тут судьба богатыря оказывается необычной.
В отличие от более привычных нам эпических героев, получающих «красну девицу», финский первочеловек остается холостым. Айно топится в море, чтобы не выходить за старика, а невесту из Похьёлы, куда Вяйнемёйнену посоветовала отправиться мать, он уступает Ильмаринену — кузнецу, которому под силу выковать мельницу счастья Сампо. Интересно, что в других вариантах финских рун, не вошедших в «Калевалу», слушатели и читатели могут усомниться в мужественности богатыря:
«Старая бабка Вяйнямёйнен
Имела связку сухожилий за пазухой...
„Старая бабушка Вяйнямёйнен,
Не спеши нести болезни!“»
Другие же руны повествуют о замужней сестре по имени Вяйнемёйнен, которая едет к брату в гости. Эти и еще ряд причин, о которых в своей книге рассказывает фольклорист Виктор Евсеев, наталкивают исследователей финского эпоса на мысль, что перед нами отражение матриархата — древнего строя, где в основе рода стояла женщина.
Конечно, в литературной «Калевале», которая вышла в свет в первой трети XIX века, любые странности в облике Вяйнемёйнена были переосмыслены или редуцированы. Однако матриархат все-таки проявляется и в подчеркнутом отсутствии отца у Вяйнемёйнена, и в приключениях другого богатыря эпоса — Лемминкяйнена. Последний — ловелас, хитрец и, видимо, «мамин сладкий пирожочек». После всех своих проказ он спасается именно во владениях и под покровительством матери. Об отце героя мы также ничего не знаем.
Смесь религий
Многие космогонические руны карело-финского эпоса родились на основе первобытного почитания животных-тотемов, уверен Евсеев. Так, уже первая руна «Калевалы» рассказывает о трех яйцах «красотки утки», из которых были созданы земля и небосвод, солнце и луна, звезды и тучи. Позже мы узнаем о поимке лося Хийся и гигантской щуки, а также о приготовлении быка, такого огромного, что ласточке пришлось лететь целый день от одного рога до другого.
Однако, помимо древних тотемных животных, в «Калевале» появляются и более поздние персонажи. Верховным богом здесь является громовержец Укко, а противостоит ему злобный Лемпо (дьявол). Встречаются здесь и водяные, известные по славянской мифологии, и турсы (великаны), которые населяют германские легенды. Но самое интересное происходит в 50 главе.
Последнюю часть «Калевалы», повествующую о Марьяте и ее младенце, некоторые исследователи считают оригинальным текстом самого Лённрота, но тем не менее созданном на основе народных легенд. По сюжету, скромная и целомудренная (даже чересчур) девушка Марьята забеременела от... ягодки брусники. Вяйнемёйнен хочет убить новорожденного мальчика, но понимает, что перед ним новый правитель Калевалы, и уходит, уступая тому место.
Сюжет с непорочным зачатием, избиением младенцев и приходом нового царя мы все помним, не так ли? Так что к древним верованиям в тексте Лённрота примешалось еще и христианство в его своеобразной народной интерпретации.
У реки в стране смерти. Аксели Галлен-Каллела
Один из источников вдохновения Толкина
Возможно, вы уже слышали, что «Калевала» серьезно повлияла на создание мира Средиземья. Толкин увлекся карельским эпосом еще в школе. Именно тогда на английском языке появилось дешевое издание «Калевалы». Текст так понравился будущему писателю, что он не вернул первый том школьного экземпляра в библиотеку.
«В письме к У.О. Одену в 1955 году Толкин рассказывал: „Все равно что найти винный погреб, доверху наполненный бутылками потрясающего вина, причем такого букета и сорта, какого ты в жизни не пробовал“».
Из книги «Толкин и великая война» Джона Гарта
Увлечение Толкина «Калевалой» вылилось в работу по изучению финского языка. Именно его грамматика стала основой для языкотворчества самого писателя и в дальнейшем серьезно повлияла на квенья. Кроме этого, исследователи находят общие черты между Кулерво — героем, описанным Лённротом, и Турином Турамбаром, а также Вяйнемёйненом и Томом Бомбадилом. Последняя пара особенно интересна из-за того, что Бомбадил — один из самых загадочных героев «Властелина колец». Как и необычный карельский богатырь, он может побеждать своих врагов голосом. Он старше всех в Средиземье, что, опять же, роднит его с первочеловеком «Калевалы».
***
Сегодня знаменитый карельский эпос доступен в подарочном формате, на который мы дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.